Происходящее в сфере реформирования ЖКХ

in Вестник РЭО №49, Реформы

По итогам заседания правительства 25 июля т.г. реформа жилищно-коммунального хозяйства названа одним из приоритетных направлений деятельности правительства во II полугодии 2002 г.
  Реформа ЖКХ - проблема большой социальной важности, так как непосредственно затрагивает интересы подавляющего большинства населения страны. В конце мая т.г. прошло заседание Госсовета, посвященное этому вопросу, после которого правительству было поручено до 1 июля разработать окончательный проект реформы ЖКХ. Вопрос реформирования ЖКХ затрагивался и на ежегодной пресс-конференции Президента В.Путина, где было заявлено, что реформа ЖКХ не должна выражаться только в повышении расценок на коммунальные услуги.

  Тем не менее, никаких конкретных шагов до сих пор не предпринято, проект не публиковался и реформирование явно затормозилось.
  Сложившиеся реалии таковы, что рост платежей за коммунальные услуги продолжается форсированными темпами, однако это не приводит к улучшению качества предоставляемых услуг. Напротив, предлагается оплачивать бесхозяйственность и безалаберность.

  В докладе, подготовленном к заседанию Госсовета, сообщалось, что износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, при этом около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий выросло за 10 лет примерно в 5 раз. Срочной модернизации требуют около 30% водопроводных мощностей, а 17% канализационных сетей населенных пунктов нуждаются в срочной замене.

  Утечка и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в среднем по России 15% (3340 млн. куб. м воды) от всей подачи воды в год, а в ряде городов утечки достигают 30%. Из-за внутренней и внешней коррозии труб суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65-80 млн. тонн условного топлива в год. Таким образом, в коммунальном хозяйстве складывается критическая ситуация. Неясно, почему граждане должны оплачивать грехи государства, создавшего такую систему.

  Между тем существует Федеральная целевая программа “Жилище” на 2002-2010 гг., выполнение которой призвано “обеспечить устойчивое функционирование жилищного сектора, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств”. Программа принята осенью 2001 г., и содержит основные положения реформирования ЖКХ, к которым относится:

1)    Внесение дополнений и изменений в действующее законодательство с целью создания базы для реформирования и упорядочения предоставления льгот;

2)    Переход к целевой адресной помощи гражданам через механизм жилищных субсидий;

3)    Реформирование экономических отношений в отрасли с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, создание конкурентной среды между всеми участниками рынка услуг по управлению жилищным фондом и его обслуживанию;

4)     Привлечение инвестиций, в том числе частных и внешних;

5)     Разграничение функций собственника жилищного фонда и функций профессио- нального управления и обслуживания, стимулирование создания товариществ собственников жилья и передача им на баланс основных жилых фондов;

6)    Создание системы тарифного регулирования, которая будет стимулировать предприятия к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг.

Предлагаемые направления реформирования, на наш взгляд, достаточно обоснованны. Именно государственная монополия на рынке коммунальных услуг является препятствием для развития этой отрасли. Однако, к сожалению, так и не проработаны меры по достижению многих из поставленных целей.

  Что касается технологии реформирования, основной упор делается на то, что при переходе права решать вопросы жизнеобеспечения от ДЕЗов к самоуправляющимся товариществам собственников жилья (ТСЖ), управление станет более эффективным. В этой связи возникает несколько соображений: во-первых, судя по результатам реформы в Москве, где, несмотря на активные усилия правительства, ТСЖ созданы менее чем в 1% жилых фондов, население не испытывает энтузиазма по поводу этой инициативы правительства. Мотивировка для участия в этих организациях явно недостаточна. Во-вторых, как быть с тем, что существенная часть жилья в России - муниципальная, и жильцы не являются собственниками квартир.

  Также неясно, какие меры предпринимаются для создания рынка услуг в ЖКХ. Ведь инвестиции, уровень которых явно недостаточен, на данном этапе в основном привлекаются государственными учреждениями. Понятны и причины, по которым инвесторы не спешат приходить в российское ЖКХ. Это и большие задолженности данного сектора экономики, и развал инфраструктуры, и сильное влияние на тарифы труднопрогнозируемой политики естественных монополий.
  Вывод: Российское жилищно-коммунальное хозяйство находится в кризисном состоянии. Однако реальных шагов со стороны правительства в этом

направлении фактически не предпринимается. Между тем, принятие мер в данной области более не терпит отлагательств. Правительству России следует более серьезно подойти к реформированию ЖКХ. Ныне существующая система, созданная при советской власти, не предполагает 100-процентной оплаты населением коммунальных услуг. Как мы уже писали в “Вестнике” №2, в основу новой системы жилищно-коммунального хозяйства необходимо положить принцип зависимости оплаты ЖКУ от эффективности и качества предоставляемых услуг. Нужна долгосрочная программа энергосбережения, реформа коммунального хозяйства должна стимулировать иные формы тепло- (водо-, электро-, газо-) снабжения и содержания жилого фонда. Необходимо запускать конкретные проекты по исполнению Федеральной программы. Госстрой и другие ведомства должны отчитываться в выполнении поставленных задач, организуя свою работу максимально прозрачно.