Калининградский вопрос

in Вестник РЭО №49, Россия и мир

24 июля в Брюсселе прошли первые консультации на уровне делегаций между Россией и Европейским союзом по проблемам Калининградской области в связи с предстоящим расширением ЕС, сообщает “Страна.Ru”. Вопрос обсуждается давно, однако существенного продвижения пока достичь не удалось. Надежду на урегулирование этой проблемы вселяет назначение спецпредставителем президента по проблемам Калининградской области главы комитета Госдумы по международным делам Д.Рогозина, уже занимавшийся ею, представляя Россию на сессии ПАСЕ в конце июне т.г. Тогда решение ПАСЕ заняться проблемами Калининграда стало именно результатом усилий российской делегации, настоявшей на включении этого вопроса в повестку дня сессии ПАСЕ, а затем добившейся поддержки позиции России в этом вопросе со стороны европейских парламентариев. Сейчас Д.Рогозин занимается подготовкой плана дальнейшей работы по данной проблематике. Анализ состояния переговорного процесса должен быть представлен президенту в ближайшее время.

  Российская сторона настойчиво заявляет, что готова к активизации сотрудничества с европейскими партнерами, тем не менее, перспективы компромисса довольно туманны. Позиция спецпредставителя, очевидно, отражающая официальную точку зрения, в этом вопросе известна и вполне обоснованна:

1.    Россия не согласна на введение шенгенских виз для проезда по железной дороге через Литву на территорию Калининграда. Во-первых, это нарушает право граждан РФ на беспрепятственное перемещение по территории своего государства, зафиксированное в Конституции России. Поэтому для президента, являющегося гарантом Конституции, это принципиальный вопрос. К тому же небеспочвенны опасения, что со стороны чиновников ЕС россиянам будут чиниться препятствия в оформлении документов. В условиях тяжелого экономического положения области, большинство ее жителей не сможет ни воспользоваться услугами авиасообщения, ни оплатить визу, что приведет к угрозе полной изоляции этой территории и создаст в целом угрозу целостности страны.

2.    Не поддерживает Д.Рогозин и предложения о перевозке граждан России в этот регион в опломбированных вагонах под усиленной охраной. Вполне справедливо отмечается, что это наносит удар по авторитету российского государства. Кроме того, уже не раз приводился пример Западного Берлина, где во время “холодной” войны существовала возможность перемещения жителей по одному внутреннему паспорту. Совершенно логичен вопрос: почему в нынешних условиях значительной перестройки и декларируемого улучшения отношений Европа не может пойти на аналогичный шаг?

Позиция ЕС также известна. Европейское руководство опасается открытия потока нелегальной иммиграции и контрабандных товаров на свою территорию, поэтому твердо настаивает на жестком контроле въезда в присоединяющиеся к ЕС страны с помощью визового режима.
  Существует также промежуточное мнение самого кандидата на вступление в Евросоюз – Литвы. Ее руководство отмечает, что до сих пор не было проблем с безвизовым перемещением российских граждан и движением грузов, однако ссылается при этом на то, что сейчас все зависит от позиции ЕС по этому вопросу.

  Вывод: Калининградская область – зона стратегических интересов Российской Федерации. Это и база Балтийского флота, и крупнейшая портовая зона, и богатейшие запасы янтаря. Не менее важно, что Калининград мог бы стать своеобразным мостом между Россией и Европой. Его выгодное географическое положение могло бы способствовать притоку западных инвестиций и технологий в регион, а затем и в остальную часть России. Поэтому уступки нашим партнерам в Европе по данному вопросу чрезвычайно чувствительны для России. Предлагаемые Евросоюзом решения проблем Калининграда неприемлемы для России, так как приводят к ущемлению интересов российских граждан.

  В то же время, говоря об опасениях ЕС, нельзя сказать, что они вовсе необоснованны по двум причинам. Во-первых, в связи с несовершенной миграционной политикой России. Во-вторых, – с экономическим положением Калининградской области. Эти пункты могли бы занять основное место в переговорном процессе. Россия должна взять на себя обязательство совершенствовать политику в области предоставления гражданства и миграции. Если российские границы станут такими же непроницаемыми для незаконной миграции, как европейские, это снимет часть проблем.

  И последнее: приходится с сожалением отметить, что если бы Россия последовательно проводила разумную экономическую и миграционную политику в регионе, проблемы Калининграда, возможно, не было бы.