Рентные платежи в природопользовании

in Вестник РЭО №50, Экономика

Анализируя структуру российского экспорта и доходов государства, легко заметить, насколько сильна зависимость экономики России от экспорта сырья. Так, исходя из данных платежного баланса России за I полугодие, доля экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа в общей величине экспорта составила 50,2%. Если добавить сюда объем остальных экспортируемых природных ресурсов, то станет очевидным, что эксплуатация сырьевого потенциала останется, видимо, в ближайшем будущем основой отечественной экономики. При рациональном подходе доходы от добывающих отраслей должны будут постепенно перераспределяться в более технологичные отрасли, и с развитием последних экономика станет более сбалансированной, а впоследствии и в целом ориентированной на выпуск высокотехнологичной продукции.

  Однако существующая в настоящее время налоговая система не способствует движению в этом направлении, а, наоборот, закрепляет существующую деформированность экономики в сторону сырьевой сферы. Стремление правительства к оптимизации запутанной системы налоговых платежей пока не слишком адекватно реализуется. Если предмет особой заботы президента – малый и средний бизнес, действительно нуждающийся в облегчении налогового бремени – по результатам недавних исследований ЦЭФИР продолжает страдать от разнообразных административных барьеров, то ту область, которая не может пожаловаться на бедственное положение – крупные добывающие компании – поставили в еще более привилегированное положение. Три налога на использование природных ресурсов были объединены в один. При этом упразднена дифференцированная шкала налога, что сделало неэффективной разработку малодебитных источников сырья, которой во всем мире занимается как раз малый бизнес.

  Эту реформу справедливо назвали “антирентной”. В целом же под рентными доходами понимаются доходы, не зависящие от эффективности работы предприятий и целиком связанные с естественной природной и экономико-географической ценностью используемых природных ресурсов, то есть наличием дифференциального рентного эффекта, возникающего при пользовании природными ресурсами. Природные ресурсы являются собственностью государства, точнее, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) они находятся в совместной собственности РФ и субъектов РФ, и государство имеет полное право изымать у предприятий часть заработанного дохода (сверхприбыли), обусловленного особыми природными и экономико-географическими свойствами используемых природных ресурсов, не зависящих от эффективности работы фирм.

  Заметим, что тема рентных платежей обсуждается давно, и в Государственную Думу в 2000 г. даже поступил проект закона о рентных платежах в природопользовании, внесенный Законодательным собранием Иркутской области. Законопроект устанавливал принципы и порядок введения рентных платежей, их исчисления и уплаты, определял ответственные государственные органы и обязанности плательщиков. Предлагалось устанавить гибкую систему рентных платежей в зависимости от качества используемых ресурсов, а доходы от нее разделить между бюджетами разных уровней в определенной пропорции. Однако в процессе обсуждения в профильном комитете Госдумы Минфин РФ и Минприроды РФ выступили против законопроекта, сославшись на его недоработанность.

  Вывод: На наш взгляд, правительству следует всерьез задуматься над идей применения рентных платежей в природопользовании. Необходимость такого шага объясняется следующими соображениями:

1)    Перед руководством страны стоит сложная задача: с одной стороны, гос- расходы остаются достаточно внушительными, ряд отраслей народного хозяйства требуют серьезной поддержки, выплаты по госдолгу в ближайшие несколько лет находятся на высоком уровне, конъюнктура цен на нефть неустойчива; с другой - для развития экономики необходимо снижение налогового бремени на производителей, а значит, и государственных доходов. В этой ситуации решением проблемы наполнения бюджета доходами могла бы стать предлагаемая рентная система. В результате ее внедрения государство получит существенные доходы и вынудит компании более рачительно и ответственно вести добычу полезных ископаемых. Государство, на наш взгляд, должно использовать этот перспективный источник доходов.

2)    За счет этих доходов можно было бы серьезно поддержать добывающую отрасль. Нынешняя система налогообложения не стимулирует эффективную работу компаний, занятых в отрасли, в области политики рациональной добычи природных ресурсов. Компании занимаются разработкой лишь наиболее крупных и легкодоступных месторождений, при этом практически не ведутся поисковые и разведочные работы на новых площадях, не пополняются разведанные запасы месторождений полезных ископаемых. В результате катастрофически сокращается объем разведанных запасов природных ресурсов, возникает угроза ситуации, когда богатая ресурсами страна окажется не в состоянии их добывать. Правильно разработанная рентная система должна исправить это положение, стимулируя полную выработку месторождений, выравнивая рентабельность добычи в разных условиях и поддерживая действия, направленные на развитие отрасли в будущем.

3)    Как уже было сказано, сложившееся положение отрицательно влияет на структуру экономики в целом. Из-за того, что в сырьевых отраслях существует возможность получения сверхприбылей, их инвестиционная привлекательность оказывается значительно выше, чем в остальных отраслях. В результате не происходит необходимого для развития экономики перераспределения ресурсов в сторону высокотехнологичных сфер производства.

Заметим, что в настоящее время готовится к внесению на рассмотрение правительства проект нового Кодекса РФ о недрах. Однако ожидать появления там системы рентных платежей, к сожалению, не приходится, так как основным принципом его разработки провозглашается “стабильность правового режима” и отсутствие революционных изменений.

  Для внедрения системы рентных платежей необходима твердая воля правительства и осознание того, что существующий правовой режим должен максимально удовлетворять всех участников рынка и стимулировать равномерное развитие экономики. На наш взгляд, правительству необходимо предпринимать более энергичные шаги в этом направлении.