Вступление России в ВТО

in Вестник РЭО №50, ВТО

Как заявил премьер-министр РФ М.Касьянов, открывая заседание правительства РФ 25 июля т.г., на котором обсуждался вопрос о позиции РФ на переговорах по вступлению во Всемирную торговую организацию, Россия вышла на финишную прямую по вступлению в ВТО, сообщает “Страна.Ru”.
  Единого мнения по этому вопросу в обществе, к сожалению, нет, однако положительным моментом является значительное сближение позиций правительства и бизнес-сообщества, причем, по словам М.Касьянова, мнение бизнесменов часто даже более либерально, чем у руководства страны. Не остаются в стороне и эксперты. Так, Национальный инвестиционный совет (НИС) подготовил доклад “Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО”. В нем указывается, что вступление России во Всемирную торговую организацию может оказать некоторое отрицательное воздействие на экономику страны в целом, но поможет в развитии ряда отраслей народного хозяйства и некоторых зависимых от импорта регионов России. В случае присоединения к ВТО на условиях, предлагаемых российской стороной, дополнительный рост ВВП РФ составит “на начальном этапе” 0.6% в год. Этот эффект, по мнению экспертов НИСа, будет обусловлен импортозамещающим импульсом вследствие роста некоторых ввозных пошлин.

  В России на сегодняшний день экономика достаточно открытая, пошлины невысоки. Правительство заявляет, что ведение переговоров по доступу иностранных товаров базируется на двух основных принципах:

  Первый принцип – немедленно с момента присоединения Россия не снижает ставки пошлин действующего тарифа ни по одной позиции, а по истечении переходного периода используемые Россией ставки ввозных пошлин (конечный уровень связывания) могут быть несколько ниже его уровня, но исключительно в тех секторах экономики, где снижение ставок либо не оказывает существенного влияния на отечественных товаропроизводителей (отсутствующие или не производимые в достаточном количестве в Российской Федерации виды сельскохозяйственного и промышленного сырья или полуфабрикатов), либо там, где российская сторона заинтересована в поступлении зарубежных товаров (технологическое оборудование, компьютерная техника, медицинское, научное и контрольно-измерительное оборудование). При этом начальные уровни связывания, то есть те уровни пошлин, с которыми государство входит в ВТО, на многие товары выше действующих сейчас. Например, сегодняшний уровень импортного тарифа в целом в России составляет 9%, а в официальной заявке России, которая внесена в ВТО на переговоры, уровень импортной пошлины – 11%. Это не означает, что в реальности пошлины будут повышены, но российское государство оставляет за собой право их поднимать вплоть до уровней связывания.

  Второй принцип - присоединение России к какой-либо необязательной секторальной договоренности или инициативе в принципе не может быть предварительным условием присоединения России к ВТО.
  Таким образом, принципы России на переговорах о вступлении в ВТО достаточно жесткие. Разумеется, наши партнеры стараются изменить их в выгодную для себя сторону, но если им не удастся сильно отклонить российских переговорщиков от заявленной позиции, то отечественные товаропроизводители в ближайшее время, по крайней мере, останутся не менее защищенными, чем сейчас. По мере понижения тарифов влияние внешней конкуренции будет возрастать. Это, при правильном управлении, будет стимулировать производство и способствовать дальнейшему поступательному развитию отечественных предприятий. Более того, внешняя конкуренция заставит изменить стиль менеджмента, отношение к труду, стандарты качества и технического уровня, причем во всех отраслях. Потребители (а впоследствии и производители) безусловно выиграют от вступления страны в эту организацию.

  Что же касается наших экспортеров, ущерб от действия в отношении российского экспорта антидемпинговых процедур (в настоящее время он оценивается в $3-3,5 млрд. ежегодно) после вступления России в ВТО, по оценке НИСа, может сократиться на 30-40%.

  Более сложная ситуация складывается с сельским хозяйством и в сфере услуг. Оценка занимаемой в этих областях позиции не столь однозначна. Наши партнеры, особенно крупные экспортеры сельскохозяйственной продукции (Австралия, Новая Зеландия), требуют значительного сокращения государственной поддержки российского АПК. Следует отметить, что к агрегированной мере поддержки (АМП) относятся те меры, которые оказывают искажающее воздействие на торговлю и производство (дотации на продукцию животноводства и растениеводства, компенсации части затрат на приобретение материально-технических средств, льготное кредитование, ценовая поддержка отечественных сельхозтоваропроизводителей, льготы на транспортировку сельхозпродукции и др.). Однако известно, что в настоящее время отечественное сельское хозяйство находится в тяжелом положении, и эти меры необходимы, но государство сейчас не в состоянии в должной мере оказывать поддержку этому сектору экономики. Вряд ли будет целесообразно не только сокращать, но и просто ограничивать возможность его поддержки в будущем. Известно, что многие страны-члены ВТО тратят в десятки раз большие суммы на свой АПК (сумма дотирования отечественного АПК - примерно $1 млрд. в год, тогда как в США в течение ближайших 10 лет на эти цели ежегодно будет выделяться $19 млрд., в Европе же, например, в Германии, уровень господдержки сельского хозяйства составляет порядка $10 млрд. в год), а также на экспортное субсидирование, поэтому Россия не может сокращать поддержку столь важного сектора.

  В сфере услуг ситуация иная. В особенности это касается финансовых (банковских и страховых) услуг. Российская переговорная позиция предполагает серьезную защиту данных секторов экономики. Действительно, эти рынки у нас совершенно не развиты, выполняется мизерное количество видов операций, сектора совершенно не выполняют свою экономическую роль. Но существуют серьезные опасения, что если они будут закрыты еще какое-то время для доступа иностранных компаний, то ситуация не улучшится, никакого развития происходить не будет, что плохо скажется на всей экономике, а к открытию рынка, которое рано или поздно произойдет, эти сектора экономики России окажутся не готовы. Поэтому, на наш взгляд, именно здесь можно было бы пойти на уступки, допуская постепенно иностранные компании в сферу услуг, при этом, разумеется, принимая меры для того, чтобы их прибыль максимально инвестировалась на территории страны.

  Вывод: Вступление в ВТО, безусловно, представляет собой сложный процесс, но Россия не может себе позволить его провалить. Необходимо снижать потери времени на согласования. Период, в течение которого Китай вел переговоры (10 лет), нам неприемлем. Мы уже писали в “Вестнике” №6, №9, №20 о том, что членство в ВТО откроет новые возможности для роста экономики и притока инвестиций, облегчит доступ российских товаров к западным рынкам. Отсюда положительно, что процесс подготовки вступления России в ВТО протекает столь активно, с привлечением к обсуждению заинтересованных бизнес-кругов. Правительство РФ заняло вполне взвешенную позицию на переговорах о вступлении России в ВТО. Необходимо и в дальнейшем ее последовательно отстаивать, не уступая по принципиальным для развития страны вопросам, для достижения максимального позитивного эффекта.