Эффективность органов госуправления в России

in Вестник РЭО №50, Реформы

25 июля, по информации РИА “Новости”, на заседании Правительства РФ глава Минэкономразвития Г.Греф привел данные оценки эффективности государственного управления в России. По эффективности работы государственных органов российское правительство заняло 107 место из 150 стран, где проводилось исследование. По качеству государственного регулирования Россия оказалась на 158 месте из 168 возможных. По показателю открытости и гласности государственных органов Россия заняла 102 место из 180.

  Не обнадеживают и другие данные, озвученные Г.Грефом. Согласно исследованию, проведенному ЦЭФИР по заказу Всемирного Банка и Минэкономразвития, дебюрократизации экономики не произошло, несмотря на усилия руководства страны по ограничению административного давления, в особенности на предприятия малого и среднего бизнеса. Административные барьеры по-прежнему являются серьезным препятствием для развития экономики. Так, в 2001 г. не наблюдался рост объемов производства у половины опрошенных малых предприятий, в то же время четыре пятых всех опрошенных не нанимали новых работников. Занятость не наращивалась даже при росте объемов производства из-за опасений увеличения административного давления. Существующая практика регистрации, сертификации, лицензирования и контроля далека от установленных в законе норм. Фирмы не наблюдают снижения регуляционного бремени, более того, констатируют ухудшение ситуации в некоторых областях госрегулирования.

  В связи с этим еще раз было высказано мнение, что модернизация органов исполнительной власти должна стать краеугольным камнем всей административной реформы, в результате которой должно осуществляться финансирование конкретных функций, а не органов власти. Таким образом, госорганы будут предоставлять комплекс услуг, востребованный обществом.

  Вывод: Приведенные данные трудно охарактеризовать положительно. Очевидно, что ситуация в российской экономике демонстрирует сильную зависимость от действий руководства страны: уровень госрасходов высок, государство участвует в управлении крупнейшими предприятиями, имеет большие социальные обязательства. В этих условиях неэффективность управления ведет к колоссальным экономическим потерям для страны. Позитивно, что правительство, наконец, обратило внимание на эту проблему и включило административную реформу в число своих приоритетных задач. На наш взгляд, первоочередной целью административной реформы является улучшение работы госаппарата. Важным шагом в этом направлении станет четкое определение, конкретизация и закрепление функций каждого чиновника, а также осуществление контроля над их выполнением. Оптимальной будет ситуация, когда небольшое количество эффективных чиновников оплачиваются в соответствии со своими трудовыми затратами. Грамотное административное реформирование улучшит не только качество функционирования самой административной системы, но и послужит стимулом для роста экономики и улучшение реального положения населения за счет нейтрализации административных барьеров.

  Текущее положение в государственном администрировании, как показывают результаты приведенных выше исследований, оставляет желать лучшего, поэтому медлить с началом проведения административной реформы более нельзя.