Нужны ли России особые экономические зоны?

in Вестник РЭО №51, Экономика

11 августа т.г. истекает месячный срок, данный премьером М.Касьяновым Министерству экономического развития и Министерству промышленности и науки для разработки концепции особых (свободных) экономических зон. Минэкономразвития выдвинул идею стимулирования отдельных “точек экономического роста” с помощью налоговых льгот и других преференциальных мер. Этому был посвящен разработанный в МЭРТ проект закона о свободных экономических зонах (СЭЗ). Однако он вызвал неодобрение со стороны Минфина и МНС, справедливо предположивших, что существует большая вероятность использования предпринимателями этого инструмента для уклонения от уплаты налогов. В результате законопроект был отправлен на доработку с целью усовершенствования механизма контроля за созданием СЭЗ и деятельностью зарегистрированных там компаний.

  В соответствии с Киотской конвенцией 1973 г. под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип “таможенной экстерриториальности”), и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ в большинстве стран мира, включает следующее:

-          таможенное регулирование экспортно-импортных операций;

-          налогообложение;

-          лицензирование;

-          визовое оформление;

-          банковскую и страховую деятельность;

-          имущественные и залоговые отношения;

-          трудовые и социальные отношения.

СЭЗ организуются для привлечения иностранных инвестиций с целью развития экономики путем увеличения производства и экспорта, передачи передовых технологий, повышения производительности труда, развития регионов, отдаленных от центра страны.

  Минэкономразвития предлагает создание СЭЗ двух типов: технико-внедренческих и промышленно-производственных (ППЗ). В законопроекте основное внимание сосредоточено на вторых. ППЗ должны создаваться на территориях площадью не более 10 кв. км сроком на 20 лет в случае наличия потребности в финансовых средствах, обеспеченности инфраструктурой и кадрами, а также удаленности от потенциальных рынков сбыта. Все компании, зарегистрированные в СЭЗ, получают статус резидента, а также набор таможенных и налоговых льгот. В частности, иностранные товары размещаются и используются на территории СЭЗ без таможенных платежей и квот, а российские – в режиме экспорта; иностранным гражданам предоставляется право облегченного въезда; с резидентов СЭЗ налог на прибыль взимается по льготной схеме. Кроме того, запрещается применение на территории зон нормативных актов, ухудшающих условия деятельности резидентов.

  Вывод: Отметим, что данный проект в некоторой степени учитывает негативный опыт функционирования СЭЗ в России на протяжении последнего десятилетия (чего стоят проекты СЭЗ в Санкт-Петербурге!). Так, отмечалось, что существовавшие зоны обладали слишком большой площадью, не имели развитой инфраструктуры и гарантий длительности своего существования, что не способствовало притоку инвестиций. Однако масса других соображений осталась неучтенной:

1)    Очень небольшой процент существующих в мире особых экономических зон демонстрирует эффективную работу. (По данным журнала “Эксперт”, примерно из 700 СЭЗ, действующих в настоящее время в мире, в целом эффективно работают лишь около 30).

2)   Те государства, в которых существование таких зон оправдывается, применяют дополнительные средства стимулирования бизнеса, такие как государственные субсидии и дотации, гарантии, льготные ссуды.

3)    Для привлечения инвесторов правительства этих государств были вынуж- дены сначала вложить в обустройство СЭЗ огромные средства из бюджета страны.

Вопрос в том, насколько оправданы эти затраты. Организация СЭЗ предполагает создание в некоторых частях страны благоприятного инвестиционного климата. Однако целесообразность такого шага, на наш взгляд, сомнительна. Исключением здесь может стать лишь Калининградская область. Но опять же речь здесь идет не об организации СЭЗ (которая уже неэффективно просуществовала в этом регионе), а о разработке грамотной экономической политики в связи с географическим расположением региона и территориальной удаленностью от основной части России.

  Кроме того, многие члены ВТО рассматривают СЭЗ как инструмент несправедливой конкуренции. Так, Китай при вступлении в эту организацию должен был продекларировать намерение отказаться от их использования в дальнейшем. У России же сохраняется немало других спорных пунктов в обсуждении условий вступления в ВТО, и довольно неразумно создавать еще один. Тем более, такой шаг фактически противоречит Конституции России. Статья 74 Конституции РФ гласит:

1.    На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2.  Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

На наш взгляд, справедливо замечание Минфина, что для прихода инвесторов нужно улучшать макроэкономическую ситуацию и налоговый климат во всей стране, а не в отдельных точках. Необходимо создание привлекательных условий для ведения бизнеса, получение эффекта от структурных реформ, улучшение администрирования всей государственной системы и нейтрализация коррупционных факторов в экономике. Только в этом случае можно рассчитывать на успех в привлечении иностранных инвестиций, которые сами потекут в российскую экономику.