Укрупнение российских регионов

in Вестник РЭО №51, Власть

В последнее время активизировалось обсуждение вопроса об укрупнении российских регионов. Первым шагом на этом пути было создание в 2000 г. института полномочных представителей президента в организованных семи федеральных округах. Бесспорно, это послужило централизации власти и уменьшению независимости регионов, однако судить об эффективности работы этой структуры достаточно сложно. Проблемой остается правовой статус полномочных представителей. Полпреды действуют на основании указов президента, но их полномочия не подтверждены ни законом, ни Конституцией. Таким образом, институт полпредов пока не нашел адекватного отражения в структуре российской государственности.

  Следующее действие, ожидавшееся в этом направлении, - объединение некоторых субъектов Федерации. В первую очередь это касается устранения системы автономных округов путем присоединения их к областям, в состав которых они входят. Так, существовали планы объединения Таймырского и Эвенкийского АО с Красноярским краем, Коми-Пермяцкого АО с Пермской областью. Кроме того, обсуждалась возможность создания единого субъекта Федерации из Чечни и Ингушетии, как это было в СССР. Также существовал проект ярославского губернатора А.Лисицына, который считает, что для Российской Федерации вполне достаточно 50 регионов вместо 89 существующих. В качестве примера предлагалось слияние Ивановской, Костромской и Ярославской областей. Достаточно далеко в деле объединения продвинулись Усть-Ордынский округ и Иркутская область. В обоих субъектах работали соответствующие комиссии. Однако в начале июня т.г. иркутские парламентарии высказались против этого шага, хотя власти обоих регионов уже несколько лет декларировали готовность к реальным действиям. Неясна также ситуация с укрупнением Красноярского края. Изначально власти автономных округов были против объединения, однако сейчас, в рамках предвыборной кампании в Красноярске, нынешний таймырский губернатор А.Хлопонин стал поддерживать эту идею.

  Вывод: Таким образом, мысль об укрупнении в основном рассматривается с точки зрения политической, а не экономической целесообразности. На наш взгляд, объединение регионов необходимо. Оно должно проводиться в рамках оптимизации структуры государственного управления в целом. Понятно, что региональные власти противятся дальнейшему ограничению своих полномочий, однако позитивный эффект от такого шага должен быть немалым. В каждом субъекте в настоящее время существует вся совокупность государственных органов власти в лице губернатора региона, правительства, законодательного собрания, а также сопутствующих им аппаратов. При объединении можно будет одновременно проводить административную реформу, выделяя необходимые для нормального функционирования территории функции и определяя в зависимости от этого состав, количество и структуру регионального чиновничества. В результате должна сформироваться более прозрачная, эффективная и дешевая система государственного устройства.

  Начинать реформу следует, на наш взгляд, с регионов, существование которых не обусловлено исторически и экономически. Так, в первую очередь необходимо отказаться от системы автономных округов. Эти образования создавались под предлогом защиты малых народов, однако эту функцию они вполне могут выполнять и находясь в составе соответствующих областей. Более осторожно следует подходить к слиянию исторически обособленных областей. Также вряд ли имеет смысл объединение в ближайшее время Чечни и Ингушетии – слишком велика опасность дестабилизации обстановки в пределах этого образования.
  Очевидна абсурдность существования раздельно Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области – это “изобретение” советской власти. Необходимы жесткие меры в отношении вечных “банкротов”, то есть субъектов Федерации, неспособных нормально функционировать без помощи из центра.

  Дискуссия свидетельствует о том, что государственное устройство России все еще не устоялось, мы все еще не нашли верного баланса между сильным центром и сильными регионами, наш федерализм не наполнен содержанием, а унитарным государством мы быть перестали. Данная проблема – стержневая на ближайшие годы.