О необходимости сбалансированного бюджета

in Вестник РЭО №52, Бюджет

15 августа т.г. состоялось заседание правительства, на котором обсуждался и был одобрен проект бюджета на 2003 г. Напомним, он составлен из расчета инфляции в пределах 10%-12%, цен на нефть $18,5-$21,5 за баррель и среднего курса 33,7 рубля за доллар. Доходы федерального бюджета в 2003 г. предполагаются на уровне 2,40066 трлн. руб. ($70.6 млрд.) или 18,5% ВВП, расходы – 2,32859 трлн. руб. ($68.5 млрд.) или 17,9% ВВП, профицит - 72,06 млрд. руб.($2.1 млрд.), что составляет 0,6% ВВП. В “Вестнике” №51 уже отмечалось, что по сравнению с 2001 г. размер профицита снизится в 4 с лишним раза, а по сравнению с 2002 г. практически не изменится. Открывая заседание, премьер-министр М.Касьянов заявил, что Россия может отказаться в дальнейшем от профицитного бюджета. По его мнению, наличие профицита свидетельствует о том, что государство изымает из экономики больше средств, чем ему требуется. При этом глава правительства не уверен в том, что они эффективно используются. Профицит, с его точки зрения, необходим при условии, если у государства есть проблемы с выплатами по госдолгу, и требуется только в определенные периоды развития экономики. “Как только мы преодолеем этот период и пройдет пик платежей, можно не продолжать перераспределять доходы и снизить налоговое бремя”, – заявил премьер-министр.

  Вывод: На наш взгляд, разговоры о ненужности профицита начались по причине того, что правительство в очередной раз оказывается не в состоянии обеспечить сбор доходов, достаточный для формирования профицитного бюджета. Из-за недостаточного сбора налогов и неясных перспектив сделки по продаже госпакетов акций (в частности, “Лукойла”) прогноз Минфина на текущий год уже был снижен втрое – с 178,3 млрд. рублей до 58,2 млрд. По-видимому, ожидается сохранение негативной тенденции в динамике наполнения бюджета и в следующем году. Это еще раз говорит о том, что вопрос об увеличении эффективности госуправления требует скорейшего решения.
  В отношении же отказа от профицита необходимо отметить следующее:

1)   Период высоких выплат по внешнему долгу в 2003 г. не закончится, они останутся существенными до, как минимум, 2007 г. Поэтому в том или ином виде финансовый резерв в ближайшее время будет необходим, и говорить об отказе от профицита пока рано.

2)   Важен вопрос: что вкладывается в понятие “беспрофицитный бюджет” - сбалансированный или дефицитный? Переход к дефицитному бюджету потребует финансирования отрицательной разницы между доходами и расходами. В условиях законодательно незакрепленного статуса финансового резерва возникает опасность, что средства будут изыматься оттуда, ставя под угрозу способность государства отвечать по своим обязательствам. Другим вариантом финансирования дефицита является наращивание внутреннего госдолга. Однако мы уже не раз отмечали (например, в “Вестнике” №49), что курс правительства на внутренние заимствования пока явно преждевременен и сомнителен.

Правительству следует стремиться к формированию сбалансированного бюджета. Возможность точного прогнозирования расходов государства и сопоставимых им доходов характеризует стабильное и предсказуемое развитие экономики. Необходима четкий и жестко закрепленный законодательно статус финансового резерва и целевой характер использования его средств для того, чтобы этот инструмент реально заработал. Также четко должны выполняться обязательства по выплате заработной платы и финансированию государственных программ.

  В целом же необходимо увеличивать доходы бюджета за счет структурных реформ, улучшения администрирования всей государственной системы, кардинального улучшения фискальной ситуации путем расширения налогооблагаемой базы и увеличения собираемости налогов, для чего требуется создание благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций, а также преодоления коррупционных факторов.