Урожай зерновых культур в 2002 г.

in Вестник РЭО №52, Сельское хозяйство

13 августа т.г. Госкомстат РФ опубликовал информацию о ходе уборки зерновых культур. Судя по приведенным данным, прогноз Минсельхоза РФ об объемах урожая 2002 г. все-таки не оправдывается. Однако он оказался верным в том смысле, что наводнение на юге России в конце июня не нанесло существенного ущерба сельхозпредприятиям.

Ход уборки урожая зерновыхПо данным Госкомстата к началу августа т.г. зерновые скошены на площади 10,5 млн. гектаров (на 4,1% больше, чем к этому моменту год назад), что составляет 26,1% посевов зерновых культур. Средние намолоты зерна с гектара в целом по России выше прошлогодних. В Краснодарском крае с гектара намолочено по 47,9 центнера (45,6 центнера в 2001 г.), в Ставропольском - 34,0 центнера (29,8), Республике Адыгея - 37,7 центнера (31,1), Орловской области - 30,6 центнера (27,6), Липецкой области - 28,2 центнера (27,6).

  Если и дальше темпы уборки будут такими же, как в прошлом году, то новый урожай, по нашим расчетам, может достигнуть 87 млн. тонн, что больше рекордного в 2001 г. - 85,4 млн. тонн и почти на 10 млн. тонн превышает прогнозные значения Минсельхоза на 2002 г. (70-75 млн. тонн). Кроме того, цена собранных зерновых должна быть выше, так как в урожае нынешнего года увеличилась доля более качественной пшеницы, поскольку аграрии, по данным “Крестьянских ведомостей”, инвестировали значительные средства в интенсификацию земледелия и внедрение более совершенных технологий.

  Однако большой урожай опять повлек за собой проблемы, с которыми агропром уже сталкивался в прошлом году. Падение цен началось уже с июня т.г. По данным агентства “СовЭкон”, за последнюю неделю июля в европейской части России цены продовольственной пшеницы упали с 2400 руб/т до 2250 руб/т, а на фуражную пшеницу - с 1500 руб/т до 1200 руб/т. Весной 2002 г. продовольственная пшеница (третьего класса) стоила в среднем 2500 -2700 рублей за тонну, в то время как год назад цена была почти вдвое выше - 4200-4350 рублей. А сейчас даже самые высокие закупочные цены, которые на юге России традиционно предлагают донские экспортеры, не превышают 2200 рублей за тонну продовольственной пшеницы (третий класс). На элеваторах в глубинке закупочные цены еще ниже, в среднем на 300 рублей. Причем ожидается, что цены будут снижаться как минимум до сентября. Это связано со значительным превышением ожидаемым предложением спроса на зерновые.

  К осени объем запасов может достигнуть 100 млн. тонн, что повлечет значительное перенасыщение рынка внутри страны. Внутренние потребности России в зерне оцениваются примерно в 75 млн. тонн. Даже если не учитывать остаток в 15 млн. тонн, накопленный за счет прошлых урожаев, излишек в этом году достигнет 10 млн. тонн. Отечественные производители зерна настолько озабочены сложившимся положением дел, что направили письмо премьер-министру РФ М.Касьянову. Руководители Зернового союза и нескольких ведущих продовольственных компаний, контролирующих практически весь рынок, обратились к правительству с просьбой о содействии экспорту зерна. Однако премьер ушел в отпуск, не успев ознакомиться c предложениями бизнесменов. А министр сельского хозяйства А. Гордеев сообщил, что вопросы развития зернового производства и стабилизации зернового рынка в России будут рассматриваться на заседании правительства только 19 сентября т.г.

  Любопытно, что либерализация цен на зерно и хлеб произошла только осенью 1993 г. при жесточайшей оппозиции коммунистов и аграрных функционеров, которые пугали нас хлебными бунтами. Но уже в 1994-95 гг. мы перестали импортировать зерно, а в последние годы расширяем экспорт.

  Вывод: Как мы уже писали в “Вестнике” №46, необходимо проведение более активных мер по развитию и поддержке отечественного АПК. Впервые за долгое время у страны появилась реальная возможность получить серьезные доходы от своего сельского хозяйства. Россия обладает всеми необходимыми предпосылками для того, чтобы стать одним из ведущих мировых экспортеров зерна (как до 1917 года), но увеличение экспортного потенциала потребует скоординированной деятельности всех заинтересованных министерств и ведомств, и использования механизмов государственного регулирования. Еще в прошлом году указывались первоочередные меры для стимулирования экспорта. О них же приходится говорить и сейчас.

  Организация нормальной инфраструктуры реализации сельхозпродукции остается одной из основных проблем. Портовых мощностей не хватает для экспорта, в очередях на разгрузку в Новороссийском порту грузовики с зерном простаивают по несколько дней, а экспорт через иностранные порты нерентабелен, так как государство субсидирует железнодорожные перевозки зерна только к портам. Средства, выделяемые для помощи сельскому хозяйству, тратятся крайне нерационально. Так, в 2001 г. государство проводило интервенции на рынке с целью скупки лишнего зерна. В 2002 г. оно намеревается продолжить эту практику. На эти цели выделено 1,3 млрд. руб., то есть при ценах в 2000 руб/т закупки не превысят 600 тыс. тонн, при максимальном объеме экспорта в 5 млн. тонн размер излишка – более 4 млн. тонн, то есть повлиять на рыночную ситуацию государство не сможет. При этом затраты на углубление фарватеров в Азовско-Донском канале и на реке Дон для получения возможности захода крупнотоннажных судов, по расчетам Азовско-Донского государственного бассейнового Управления водных путей и судоходства, составляют всего 159,9 млн. руб. Эффект же от этих действий куда более ощутим, так как еще большей проблемой, чем недостаточная мощность портов, является нехватка судов, способных вывезти зерно. Отечественные судоходные компании до недавнего времени не могли себе позволить постройку новых судов, а иностранные корабли – просто не в состоянии ходить по мелководью. Отсюда другой эффективной мерой государственной поддержки экспорта могли бы стать льготные кредиты судостроителям и снижение тарифов на железнодорожные перевозки для сельхозэкспортеров. При этом за счет увеличения грузопотока МПС ничего не потеряет.

  Также важна государственная защита интересов экспортеров на внешних рынках. В условиях, когда страны ЕС закрывают свои рынки для нашего зерна, государство может помочь наладить торговые связи с традиционными партнерами на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые являются крупными потребителями зерновой продукции.

  Кроме экспорта, требуется также повышение внутреннего спроса. Одним из направлений для этой деятельности А.Гордеев определил стимулирование отечественного животноводства. Действительно, птицеводство, например, является одним из самых рентабельных производств, и поддержка его, безусловно, оправдана. Однако ориентация на животноводство не влечет повышения качества зерна. В этом смысле государству стоит обратить внимание на положение в мукомольной промышленности. Ясно, что невысокие цены на зерно и тарифы на электроэнергию могут стать большим преимуществом российских производителей, в том числе и на внешнем рынке, а выгоды от реализации продукции переработки по сравнению с продажей сырья очевидны.

  Кроме того, существует еще один необходимый для развития отрасли шаг – учреждение Зерновой биржи. Зерно является типично биржевым товаром, а биржа – признанный способ увеличения ликвидности рынка и установления справедливых цен на товар.

  Таким образом, в настоящее время существует целый список мероприятий, требующих скорейшей реализации для поддержания необходимых условий функционирования агропромышленной отрасли. Правительство же не торопится принимать экстренные меры в этом направлении. Между тем, это может губительно сказаться на положении российского сельского хозяйства в целом. В случае отсутствия изменений ситуации, крестьяне могут просто не собрать полностью урожай, так как затраты на дальнейшее проведение уборочной кампании не компенсируются ожидаемой прибылью. Кроме того, в этом случае осенью может быть сокращен посевной клин под озимые сорта. Все это может привести к ликвидации одной из реальных “точек роста” экономики.