Военная реформа и реформа ЖКХ: конверсия военных городков

in Вестник РЭО №52, Реформы

В соответствии с Указом Президента РФ от 25.11.1996 г. №1592 “О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации”, “всестороннее и комплексное решение задач военного строительства в РФ осуществляется медленно... Не решены актуальные социальные проблемы”. Далее в указе Правительству РФ поручается выполнение ряда первоочередных мер, в частности, “...г) до 1 января 2005 г. передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность; (в ред. Указов Президента РФ от 12.08.1997 №864, от 23.05.2002 №507)”.

  За 5,5 лет с момента опубликования Указа мало что изменилось. Такой вывод можно, в частности, сделать исходя из характера последних изменений в Указе президента №1592, внесенных в мае т.г., когда единственным выходом из создавшегося положение было продление еще на 4 года до 1 января 2005 г. срока передачи вышеуказанных объектов из федеральной в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Ранее в документе датой завершения всех мероприятий значилось 1 января 2001 г.

  Ввиду недостаточного финансирования жилищно-коммунального хозяйства страны органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований не заинтересованы в принятии на свой баланс бывших военных городков Министерства обороны РФ. В результате, инфраструктура военных городков приходит в негодность, а находящаяся на их территории федеральная собственность постепенно расхищается. Довольно часто местные власти отказываются принимать в свой состав вышеупомянутые военные городки до выполнения ряда условий, а именно, требуя от Минобороны прежде привести инженерные сети, здания и территорию в установленный нормами эксплуатации вид. Таким образом, ситуация сознательно заводится в тупик, так как таких средств у военного ведомства нет. При этом, в некоторых случаях ситуация доходит до абсурда, как, например, с военным городком “Б” Люберецкого гарнизона, находящимся на самой границе между Люберцами и Москвой, когда территория с многотысячным населением оказалась не принадлежащей ни одному из двух близлежащих субъектов Федерации.

  Судьба вышеупомянутого городка “Б”, в котором в настоящее время проживает около 18 тыс. человек (свыше 4000 семей военнослужащих), тесным образом связана с новым микрорайоном Москвы “Жулебино”, построенном на территории бывшего военного аэродрома. Решение о ликвидации аэродрома было принято после того, как жилые районы Москвы вплотную приблизились к этому военному объекту, после чего дальнейшая его эксплуатация угрожала бы безопасности граждан. Именно тогда решено было на этой территории (в соответствии с Генеральным планом развития Москвы) построить микрорайон “Жулебино”, где бы часть территории отводилась под дома для военнослужащих ВВС.

  Застройка территории с 1992 г. велась с противоположных концов: Москва строила со стороны МКАД, Минобороны – со стороны близлежащих Люберец Московской области. Учитывая то, что военный городок был построен за меньшие сроки, его жильцы, согласно существующему распоряжению Правительства РФ, получили прописку в ближайшем населенном пункте, коими являлись Люберцы. По окончании строительства военный городок должен был быть включен в состав Юго-Восточного административного округа Москвы и стать ее муниципальной собственностью, что значилось в генплане застройки микрорайона Жулебино (городок “Б” должен был стать 7-м микрорайоном Жулебино). Однако этого не произошло (в значительной степени по вине Минобороны), и городок остался “висеть” на балансе Министерства обороны.

  Финансирование городка давно не осуществляется, на территории изначально не были построены Министерством обороны необходимые объекты (почта, поликлиника и др.). Все здания и инженерные сооружения ветшают. Однако на территории городка продолжается строительство жилых домов, постепенно сдаются в эксплуатацию пять новых 17-этажек, после чего бытовая и социальная обстановка в городке еще более обострилась, так как коммуникации не рассчитаны на такое количество жилья.

  Тепло, свет и воду городок получает из Москвы. Оплата жителями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) поступает в Министерство обороны, которое и рассчитывается с Москвой. При этом периодически происходит отключение то горячей, то холодной воды, то света по причине непогашения постоянно существующей задолженности Минобороны перед поставщиками ЖКУ из Москвы, притом, что жители регулярно оплачивают счета по коммунальным платежам.
  Москва в настоящее время отказывается принимать городок “Б” в свой состав, требуя от Минобороны внесения дополнительно 58 млн. руб. на обустройство территории. При этом Люберцы готовы безвозмездно включить в свой состав эту территорию, однако жители городка категорически противятся этому, так как результатом станет резкое ухудшение их социальных и бытовых условий жизни. Между тем, в городке живут офицеры, генералы, участники Великой Отечественной войны и боевых действий в Афганистане и других горячих точках. Инициативная группа жителей городка проводила пикетирование Минобороны РФ, здание Правительства РФ и мэрии Москвы, но все безрезультатно.

  Говоря об улучшении условий проживания граждан, важно отметить, что присоединение городка к Люберцам обернется куда большими проблемами для этого города, нежели присоединение к Москве. Люберцы – дотационный город, в водоснабжении зависящий от Москвы, не имеющий пожарной техники для тушения многоэтажных зданий. 18 тысяч жителей городка для Люберец – это десятая часть населения города, в то время как для Москвы такая прибавка численности практически не ощутима.

  Таким образом, статус городка до сих пор не определен, и он фактически повис в воздухе между двумя субъектами Федерации еще на 4 года, в связи с перенесением срока передачи всех военных городков из федеральной в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Примечательно, что на карте Люберец городок относится к Московской области, а на карте Москвы – к Москве.
  Нами приведен лишь один из тысячи подобных случаев возникающих в процессе конверсии военных городков, но все они сходны в одном: наблюдается ухудшение условий проживания семей военнослужащих и неэффективное управление конверсионным имуществом.

  Вывод: В условиях дальнейшего продвижения военной реформы и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, остро необходимо решение вопроса с конверсией военных городков. В решении этого вопроса фактически нет единого ответственного за ходом реформирования ведомства, идет лишь постоянный бюрократический процесс выяснения виноватых. До конца не решены вопросы о принадлежности тем или иным субъектам Федерации высвобождающихся территорий военных городков. Эта проблема требует, на наш взгляд, скорейшего решения. Условия проживания военнослужащих, как в вышеописанном примере, только ухудшаются. Военнослужащие, сокращаемые в результате реформирования российских вооруженных сил, не могут найти себя в новых жизненных условиях. В этом смысле четкая программа по развитию малого бизнеса на этих территориях могла бы решить проблему трудоустройства. Кроме того, нет ясной политики в области управления высвобождающимся конверсионным имуществом, вовлечения его в гражданский оборот.

  Российское жилищно-коммунальное хозяйство находится в кризисном состоянии и нерешенность вопроса о конверсии военных городков только усугубляет проблемы отрасли. Принятие мер в данной области более не терпит отлагательств, необходимы реальные шаги со стороны правительства в этом направлении. В целом же основная цель реформирования ЖКХ – жесткое соблюдение принципа зависимости оплаты жилищно-коммунальных услуг от эффективности и качества предоставляемых услуг.