Повышение пошлин на иномарки

in Вестник РЭО №53, Промышленность

Согласно постановлениям, подписанным 30 августа 2002 г. председателем Правительства РФ М.Касьяновым, с 1 октября т.г. в России вводятся новые таможенные пошлины на ввозимые автомобили. Так, автомобили, срок службы которых превысил 7 лет, при ввозе физическими лицами облагаются пошлиной в размере 2 евро за 1 куб. см объема двигателя при общем его объеме менее 2,5 тыс. куб. м и 3 евро за 1 куб. см при общем объеме более 2.5 тыс. куб. см. По новым правилам таможенные пошлины на ввоз старых автомобилей для физических лиц вырастут более чем в 2 раза, для юридических - в 3 - 4 раза в зависимости от объема двигателя автомобиля. Таким образом, импорт иномарок старше 7 лет фактически прекратится.

  Борьба за ввод пошлин на автомобили иностранного производства началась еще год назад в рамках обсуждения Концепции развития автомобильной промышленности России. Авторы концепции предлагали немедленно повысить с 25% до 35% импортные пошлины на наиболее массовые модели иномарок и ввести запретительные пошлины на иномарки старше 5 или 7 лет. Поддержку этих мер декларировали иностранные компании, открывшие или собирающиеся открывать в России собственные производства, и, конечно, отечественные автопроизводители, но правительство не проявляло готовности идти на столь непопулярные меры. Однако после упрека президента в недостатке у правительства “мужества для проведения политики защиты национального производителя, в частности, в сфере автомобилестроения”, М.Касьянов подписал концепцию, предварительно внеся коррективы. В результате в окончательном тексте говорилось, что “на новую и бывшую в эксплуатации не более 7 лет автомобильную технику иностранного производства ставки ввозных таможенных пошлин целесообразно оставить неизменными на 7-летний срок - переходный период при вступлении РФ в ВТО... На импортную автомобильную технику, бывшую в эксплуатации более 7 лет, необходимо установить ставки ввозных таможенных пошлин, соразмерные ставкам на новые автомобили”. Сразу после подписания концепции было заявлено о проведении унификации таможенных пошлин на иностранные автомобили всех видов вне зависимости от их возраста, и о том, что тарифы для всех импортеров будут рассчитываться в процентах от цены на автомобиль. Однако через неделю правительство сообщило, что унификация будет проведена позже, и вернулось к рассмотрению ранее обсуждавшегося повышения пошлин, рассчитываемых в зависимости от объема двигателя. В итоге был принят компромиссный документ, согласно которому ставки не изменятся для машин от 3 до 7 лет, а на более старые автомобили вводятся запретительные пошлины. Объяснялся такой шаг тем, что старые иномарки представляют повышенную опасность при эксплуатации и способствуют загрязнению окружающей среды. Однако данный аргумент не выдерживает никакой критики. Для улучшения качественного состава автомобильного парка гораздо логичнее было бы применять страховые рычаги. В условиях обязательного страхования гражданской ответственности, которое должно быть введено менее чем через год, страховая премия за автомобиль, представляющий большую опасность, должна быть значительно выше и стимулировать автолюбителей покупать более современные транспортные средства. Однако, по мнению отечественных страховщиков, статистика не покажет чрезвычайной опасности и вредности восьмилетних, к примеру, иномарок.

  Здесь также неприменим аргумент относительно стимулирования иностранных инвестиций. Высказывается мнение, что инвесторы не придут на российский рынок, пока он заполнен старой продукцией. Но старые и новые иномарки принадлежат к совершенно разным ценовым категориям и не конкурируют, поэтому для притока инвестиций требуются совсем другие меры. Таким образом, никаких разумных обоснований принятого решения не приводится, государство в результате не выиграет, а потеряет достаточно большие суммы, которые сейчас получает Гостаможкомитет в виде пошлин на ввозимые иномарки.

  Вывод: В сложившейся ситуации единственным выигравшим от повышения пошлин оказывается российский автопром. Для него фактически создается режим наибольшего благоприятствования: таможенные и налоговые льготы; повышение пошлин на автомобили иностранного производства, конкурирующие с его продукцией; создание СЭВ. Как мы уже писали в “Вестнике” №47, все это может оказаться губительным для промышленности при открытии рынков после вступления в ВТО. Сформированные в тепличных условиях российские автопроизводители, имеющие огромное отставание от конкурентов в области качества продукции, окажутся не в состоянии конкурировать с иностранцами.

  Во время обсуждения Концепции правительство декларировало, что согласится с предложениями о повышении пошлин на импортные легковые автомобили только в том случае, если отечественные производители возьмут на себя четкие обязательства по модернизации производства и обновлению модельного ряда производимых ими автомобилей, а также предоставят расчеты и бизнес-планы по открытию эффективных производств отечественными автозаводами. Однако в этом направлении со стороны автопроизводителей ничего существенного пока не предпринято, и это вряд ли произойдет. Гораздо проще просто поднимать цены, размер повышения которых отечественными автопроизводителями в целом с начала 2002 г. оценивается уже более чем в 30%.
  Таким образом, мы в очередной раз вынуждены констатировать, что повышение пошлин не приведет к сколь-нибудь существенному улучшению качества работы отечественных автопроизводителей. В России, к сожалению, продолжается практика принесения в жертву интересов потребителя в угоду производителю.