О государственной политике в области развития угольной отрасли

in Вестник РЭО №53, Промышленность

29 августа т.г. в Междуреченске под председательством Президента РФ В.Путина прошло заседание Президиума Государственного Совета по проблемам угольной отрасли. На заседании был представлен доклад “Об основных направлениях государственной политики развития угольной отрасли и повышения конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и внешних рынках”, подготовленный рабочей группой во главе с губернатором Кемеровской области А.Тулеевым.

  Как заявил В.Путин, главным итогом развития угледобывающей промышленности за последнее время стало ее полное вхождение в рыночную экономику. Президент отметил также происходящие динамичные процессы укрупнения компаний, создание современных интегрированных производственных комплексов в отрасли, выход ее на уровень рентабельности, значительные темпы роста производительности труда.

  Однако в настоящее время угольная промышленность столкнулась с рядом проблем. Самой актуальной из них является недостаточный спрос на продукцию отрасли, что обуславливается рядом причин, зачастую не зависящих от эффективности управления самими предприятиями угольного комплекса.
  Сегодня в России имеет место дисбаланс цен на энергоносители. В результате государственного регулирования внутренних цен на газ, последние оказываются ниже, чем цены на уголь. Кроме того, транспортные расходы делают перевозку угля нерентабельной. В итоге основной внутренний потребитель топлива – РАО ЕЭС – предпочитает минимизировать использование угля, а те объемы, которые все же требуются, закупаются не у российских производителей, а в Казахстане. Снижение спроса со стороны РАО уже вызвало падение добычи угля: в I полугодии 2002 г. она была на 15% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. Однако, несмотря на это, оказались невостребованными 11 млн. тонн угля, добытых отечественной угольной промышленностью.

  Между тем, российский уголь гораздо качественнее. По замечанию А.Тулеева, в мире предъявляются определенные требования к углю, как экологические (серность, зольность), так и технологические (теплотворность). По всем этим параметрам российский уголь не уступает, а часто превосходит иностранные аналоги. Таким образом, уголь мог бы стать для России экспортным товаром. Добыча угля открытым способом не требует высоких затрат и применения дорогостоящих технологий. При невысокой цене на труд себестоимость российского угля могла бы позволить ему конкурировать на мировом рынке. Однако вопрос вновь упирается в фактор стоимости перевозок и отсутствие необходимой инфраструктуры, например, недостаточные портовые мощности.
  Кроме того, предприятия сталкиваются и с другими сложностями, напрямую связанными с деятельностью государства, например в сфере лицензирования. Особенно этот вопрос актуален для действующих предприятий, которые добывают полезные ископаемые. Отмечалось, что разрезы и шахты испытывают трудности с получением документов на разработку нижележащих горизонтов, что тормозит их работу и развитие.

  Вывод: Складывается впечатление, что государство уходит не только от прямого экономического участия в угольной отрасли, планируя в следующем году сделать ее на сто процентов частной, но и от выполнения своих прямых задач, таких как стратегическое планирование параметров топливно-энергетического баланса страны.

  Практически ни одна страна в мире не ориентирована в такой мере только на нефтегазовое топливо, как Россия. В то же время запасы нефти и газа значительно уступают разведанным запасам угля, а себестоимость их добычи и необходимые капиталовложения для ввода новых мощностей постоянно возрастают. В мире на угольном топливе производится в среднем почти половина электроэнергии (44%), более половины в США и Германии (56-58%), от 70 до 98% в других угледобывающих странах. И только в России доля угля в производстве электроэнергии составляет всего 26% и продолжает снижаться. Недостаточная роль угля в топливно-энергетическом балансе России очевидна. Это в первую очередь должно найти отражение в энергетической стратегии развития России. Однако складывается впечатление, что правительство не спешит с ее разработкой, что приводит отрасль к нестабильному положению. Необходимо активизировать процессы в сфере определения государственной политики в сфере оптимизации использования ресурсного потенциала. Нужно поддерживать развитие угольной отрасли, что уменьшит нагрузку на газовый сектор, а также стимулировать более глубокую переработку сырья и перенос мощностей крупных потребителей топлива ближе к угольным бассейнам, что позволит сокращать затраты на перевозку. В рамках воплощения энергетической стратегии необходимо также наведение порядка в сфере законодательства и лицензирования, развитие оптимальных транспортных схем и использование обоснованных тарифов, создание инфраструктуры. Если все эти задачи, стоящие перед государством, будут выполнены, то перед ним не будет больше стоять вопрос о социальном обеспечении и повышении зарплат шахтерам – при получении достаточной прибыли собственники предприятий отрасли справятся с этим самостоятельно.