Реформа жилищно-коммунального хозяйства России

in Вестник РЭО №54, Реформы

Положение в российском жилищно-коммунальном хозяйстве критическое. Для улучшения ситуации в отрасли необходимы коренные глубинные изменения, требующие как финансовых, материальных, так и временных затрат на подготовку и осуществление всех необходимых мероприятий. Памятуя о том, что реформа жилищно-коммунального хозяйства названа одним из приоритетных направлений деятельности правительства во II полугодии 2002 г., РЭО вновь решило вернуться к рассмотрению этого важнейшего вопроса, так как до сих пор никаких реальных шагов в этом направлении, к сожалению, не было предпринято.

  Проект реформы ЖКХ пока не публиковался, поэтому можно только догадываться о том, какие меры планируются к принятию в этой сфере. Пока же речь идет лишь о постепенном переходе на новую систему оплаты населением жилья и коммунальных услуг и о том, что качество предоставляемых услуг повысится при условии 100-процентной оплаты населением этих услуг.

  В реальности, конечно же, центральный вопрос реформирования должен состоять совсем в другом, а именно в переходе России на общепринятую в мире систему количественно-качественного регулирования подачи теплоэнергии, предполагающую переменный расход теплоносителя с изменением его температуры только при переходе с зимнего режима на летний и обратно. Об этом говорят сами руководители российских теплосетей, в частности, глава МУП “Люберецкая теплосеть” С.Кривко в интервью “Люберецкой газете”. В настоящее время в России по-прежнему действует устаревшая ошибочная концепция качественного регулирования отпуска тепловой энергии (созданная еще при советской власти), суть которой состоит в постоянном расходе теплоносителя с изменением его температуры в зависимости от температуры наружного воздуха, что не позволяет автоматизировать процессы передачи тепловой энергии. В результате, оборудование (котлы, водоподогреватели, трубопроводы, насосы) работает в режиме нестабильных нагрузок (то недостаточных, то избыточных), со значительными температурными перепадами в периоды резких оттепелей и похолоданий. Все это ведет к снижению долговечности, аварийным ситуациям, внеплановым ремонтам и, как следствие, повышению тарифов на тепловую энергию.

  В этой связи, переход на систему качественно-количественного регулирования теплоснабжения остро необходим. Однако для этого нужны серьезные финансовые, материальные и технические затраты. Кроме того, в России сейчас также применяется четырехтрубная схема теплоснабжения, частичное или полное зависимое присоединение потребителей к теплоисточнику, то есть теплоноситель подается из котла непосредственно в систему отопления потребителя. Для снижения же себестоимости теплоэнергии, повышения долговечности оборудования, реальной автоматизации технологических процессов и приборного учета выработки, отпуска и потребления тепла остро необходим переход на двухтрубную систему теплоснабжения с независимой схемой присоединения потребителей, то есть устройством современных высокоавтоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) в каждом доме.

  Вне зависимости от того, в каком размере российские граждане будут оплачивать коммунальные услуги (80%, 90%, 100%), до осуществления всех вышеперечисленных мероприятий им не следует ожидать повышения качества коммунального обслуживания.
  Вывод на первый взгляд парадоксальный, однако это существующая реальность. Дело в том, что коммунальные предприятия в любом случае получают 100% оплаты, просто прежде доля населения была ниже, а оставшаяся часть покрывалась за счет областного и районного бюджетов, сейчас же доля населения увеличилась, а доля бюджетов соответственно уменьшилась, но общая сумма - та же самая.

  Размер этой суммы крайне недостаточен. В свое время правительство в качестве 100% оплаты установило так называемый “стандарт”, который рассчитывался по принципу: сколько нужно денег на поддержание сферы ЖКХ, если она находится в идеальном состоянии. Однако отрасль находится в кризисном состоянии и на ее воссоздание необходимы большие финансовые ресурсы. Таким образом, этот “стандарт” должен быть повышен в 6-7 раз. Безусловно, тяжесть этих платежей не должна попросту лечь на плечи российских граждан. В ходе реформирования государство должно обеспечить привлечение инвестиций (внутренних и внешних) в отрасль, создать конкурентную среду между всеми участниками рынка услуг по управлению жилищным фондом и его обслуживанию. Причины же, по которым инвесторы не спешат приходить в российское ЖКХ, понятны. Это и большие задолженности данного сектора экономики, и развал инфраструктуры, и сильное влияние на тарифы труднопрогнозируемой политики естественных монополий, когда осуществляется повышение тарифов после принятия бюджетов всех уровней, что неизбежно приводит к убыткам коммунальных предприятий.

  Кроме того, фактически отсутствует программа энергосбережения и на государственном, и на региональном уровне, в российском бюджете строка о расходах на ЖКХ не относится к защищенным, то есть средства оттуда можно изъять в любой момент.
  Сложившиеся реалии таковы, что износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, при этом около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий выросло за 10 лет примерно в 5 раз. Срочной модернизации требуют около 30% водопроводных мощностей, а 17% канализационных сетей населенных пунктов нуждаются в срочной замене. Из-за внутренней и внешней коррозии труб суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65-80 млн. тонн условного топлива в год. Не говоря уже о том, что коммунальные предприятия укомплектованы только на 70% людьми, которые отказываются работать за нищенскую зарплату.

  Вывод: Переход на 100-процентную оплату населением коммунальных услуг не приведет к повышению качества предоставления этих услуг. Для достижения последнего необходимы коренные изменения в российском ЖКХ. Однако реальных шагов со стороны правительства в этом направлении фактически не предпринимается. Между тем, остро необходим переход на двухтрубную систему теплоснабжения с независимой схемой присоединения потребителей, то есть устройством современных высокоавтоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) в каждом доме и на количественно-качественное регулирование теплоснабжения. Ныне существующая концепция качественного регулирования глубоко ошибочна и давно устарела. В основу новой системы жилищно-коммунального хозяйства необходимо положить принцип зависимости оплаты ЖКУ от эффективности и качества предоставляемых услуг. Нужна долгосрочная программа энергосбережения, реформа коммунального хозяйства должна стимулировать иные формы тепло- (водо-, электро-, газо-) снабжения и содержания жилого фонда. Необходимо запускать конкретные проекты по исполнению Федеральной целевой программы “Жилище” на 2002-2010 гг., принятой осенью 2001 года. В целом же работа в сфере реформирования ЖКХ должна вестись максимально прозрачно.