Послание Еврокомиссии по калининградской проблеме

in Вестник РЭО №55, Россия и мир

18 сентября на пресс-конференции в Брюсселе председатель Европейской комиссии Р.Проди сообщил журналистам, что направил Президенту РФ В.Путину послание с разъяснением инициатив Европейского союза по “калининградской проблеме”. Напомним, что 27 августа Президент РФ направил Председателю Еврокомиссии и главам государств-членов Евросоюза послание по проблемам жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС. В нем В.Путин предложил главам государств ЕС рассмотреть новую интеграционную инициативу России, предусматривающую постановку в практическую плоскость амбициозной цели: перехода в перспективе на безвизовый порядок взаимного передвижения граждан России и стран ЕС. По сути, В.Путин предложил ЕС включить Россию в шенгенскую зону.

  Этот подход прямо противоположен тому, которого придерживались европейские партнеры в переговорах по Калининграду. Европейское руководство опасалось открытия потока нелегальной иммиграции и контрабандных товаров на свою территорию, поэтому твердо настаивало на жестком контроле въезда в присоединяющиеся к ЕС страны на основе визового режима. Судя по посланию Р.Проди, отношение Еврокомиссии к этому вопросу не изменилось. Ни слова в ответ на предложения В.Путина произнесено не было. Заявленная позиция в принципе осталась прежней. Предлагается, чтобы жители Калининградской области ездили в Россию или за границу по специальным упрощенным транзитным документам (УТД) – многократным бесплатным или недорогим визам, которые будут выдаваться консульствами стран ЕС. Кроме калининградцев, УТД предполагается выдавать “часто выезжающим” в Калининград российским гражданам из других регионов “на основе списков, предоставленных российскими властями”. Однократная поездка, видимо, потребует обычной визы. Кроме того, за властями Литвы остается право не выдавать соответствующих документов. Однако даже эта позиция до сих пор нигде юридически не зафиксирована, и ее принятие на саммите президентов стран ЕС в середине октября не является безусловным. Литовские же власти, в лице главы МИД А.Валиониса, уже заявили 19 августа, что Литва намерена ввести визовый режим для граждан России, следующих в Калининград и обратно, с 1 января 2003 г., а для постоянных жителей области – с 1 июля 2002 г., сообщает ИТАР-ТАСС.

  Реакцию российской стороны на ответное послание Р.Проди озвучил спецпредставитель Президента РФ по проблемам Калининградской области Д.Рогозин. Он отметил, что позитивно обнародование европейской позиции по данной теме. Ранее предложения высказывались лишь со стороны России, теперь же можно окончательно уяснить масштаб расхождений во взглядах партнеров по переговорам. Последний очень серьезен, так как обе стороны не демонстрируют намерения идти на уступки. Как заявляет Д.Рогозин, “наша позиция остается прежней: есть готовность российской стороны быть максимально динамичной и гибкой, но есть пределы компромиссу, поскольку мы все равно будем настаивать на беспрепятственном транзите граждан РФ из России и в Россию”, в том числе и в Калининград.

  На наш взгляд, вполне обосновано мнение, не раз высказываемое В.Путиным, что для решения калининградской проблемы нужна лишь политическая воля. Техническое решение проблемы есть, и оно уже обсуждалось. При покупке железнодорожного билета в России и сейчас необходимо предъявлять паспорт. Российским пассажирам, следующим в Калининград и обратно, можно будет заранее оформлять специальные билеты на основании паспорта, затем регистрировать отбывающих, а их списки сообщать в Министерство внутренних дел “транзитных стран”, представителям же других стран продавать билеты лишь по предъявлении шенгенской визы. Проблемы возникают только для пассажиров поездов и автобусов, так как самолеты и паромы территории других государств не пересекают, а что касается автомобильного сообщения, то российская сторона не имеет разногласий с партнерами по этому поводу и согласна с предложениями о специальном режиме, выдвинутыми литовскими и польскими партнерами. Возможно, также полезно заключить договор о реадмиссии с транзитными странами, взяв на себя обязанность принять обратно тех граждан, которые попытаются остаться на территории наших соседей. Для кардинального сокращения такой возможности поезда могут двигаться по территории Литвы и Польши без остановок. Реализация комплекса этих мер сведет к нулю потенциальную опасность незаконной иммиграции в шенгенскую зону.

  Вывод: То, что рассмотренный выше подход не рассматривается европейским руководством, может говорить только о его нежелании решать этот вопрос. К тому же масштабы этой проблемы совсем не так велики, как зачастую пытаются представить. В частности, по замечанию Д.Рогозина, уровень преступности в Калининграде не выше, чем в соседней Литве, которую собираются принимать в Европейский союз. Кроме того, в качестве примера можно привести ситуацию во Франции, где находится огромное число незаконных иммигрантов, с которыми местное правительство борется не слишком активно. Тем не менее, позиция ЕС в вопросе Калининграда, по сути, не смягчается. Так, на предложение о безостановочном транзите говорится только, что этот вопрос будет решаться позже. Возникает подозрение, что наши партнеры просто оттягивают его решение, не отказываясь от переговоров лишь потому, что у России есть рычаги влияния, например, на стран-кандидатов. Российскому руководству следует использовать существующие преимущества и не отступать от своей жесткой позиции, в частности, не соглашаясь на разрешительный порядок выдачи УТД, при котором другие страны имеют возможность ограничивать свободу передвижения российских граждан по своей территории.