Концепция стимулирования российского экспорта

in Вестник РЭО №56, Внешняя торговля

26 сентября т.г. состоялось заседание Правительства РФ, на котором обсужда- лись меры по стимулированию российского экспорта. Соответствующая концепция была внесена в правительство Министерством экономического развития и торговли 23 сентября. О необходимости принятия мер в этом направлении высказался на заседании премьер-министр РФ М.Касьянов. Он, в частности, отметил, что России за 3-4 года необходимо провести кардинальное изменение структуры экспорта. О важности влияния на экспорт говорят данные, согласно которым за 8 месяцев т.г. рост ВВП составил 4%, причем 60% прироста этого показателя произошло за счет экспорта, более 65% которого составляют топливно-энергетические ресурсы (56,5% - данные по I полугодию т.г.) и металлы (9,3%), то есть сырьевые товары. Столь высокая доля сырья в экспорте приводит к тому, что российская экономика оказывается зависимой от цен на сырье, что привносит элементы нестабильности в развитие экспорта страны, так как мировые цены на сырье подвержены резким колебаниям. Большую часть доходов федерального бюджета составляют поступления от экспорта энергоносителей, что недопустимо для страны с таким потенциалом, как у России.

  Вышеописанная проблема не нова. Еще в феврале 1996 г. правительством была принята Федеральная программа развития экспорта. В ней, в частности, говорилось: “...интеграция России в мировую экономику в качестве равноправного партнера, усиление ее роли на внешних рынках невозможны без улучшения структуры и пропорций внешнеэкономического обмена в пользу повышения удельного веса готовой продукции... Таким образом, основой долгосрочной экспортной стратегии России должен быть экспорт товаров высокой степени обработки, и в первую очередь машинотехнических изделий, на основе государственной поддержки”. Программа определяла и основные меры для изменения ситуации, однако они так и не были приняты. Поэтому сейчас Минэкономразвития вынуждено предлагать в целом те же шаги, которые должны были быть приняты еще шесть лет назад.

  Основные меры делятся на организационные и финансовые, или “не требующие почти никаких бюджетных затрат, и те, которые потребуют значительных бюджетных средств”, как выразился замглавы Минэкономразвития М.Медведков. В числе последних Минэкономразвития выделяет такие аспекты, как страхование экспорта и деятельность Росэксимбанка и агентства “Росэксимгарант”, которые должны составить организационно-финансовую основу господдержки экспорта. По этому проекту, государство должно стать гарантом политических и долгосрочных коммерческих рисков экспортеров. В программе 1996 г. в этом направлении предлагается осуществить следующие действия:

·   предоставление государственных гарантийных обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих (банковских) и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров;

·    кредитование с участием государства предприятий “hi tech”;

·    обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в междуна- родных торгах;

·    страхование операций по освоению внешних рынков.

Что касается организационных мер, то здесь основным элементом является создание информационно-консультационной системы для экспортеров. Эта система должна связать их с торгпредствами и региональными представительствами МЭРТ и позволить получать необходимую информацию на безвозмездной основе. В результате российские предприятия должны получить возможность доступа к сведениям о потенциальных клиентах за рубежом, юридические консультации и анализ иностранного законодательства, списки недобросовестных импортеров. Также они смогут разместить информацию о себе и своей продукции, с которой хотят выйти на внешний рынок.

  Вывод: В настоящее время структура российского экспорта не способствует долгосрочному экономическому развитию страны. Необходимость изменений здесь очевидна, однако степень прямого влияния государства в этом вопросе может быть разной. Государство в первую очередь должно эффективно исполнять собственные функции, в которые входит, в частности, создание соответствующей инфраструктуры. Необходимо развивать информационное обеспечение экспортеров не только в виде пассивной системы обмена информацией, но и в виде активной их поддержки, как на уровне государства – продвижение отечественных компаний за рубежом, создание для них благоприятного климата путем усиления авторитета российского государства, –так и на уровне министерств и ведомств. Существуют специальные госструктуры, для сотрудников которых налаживание внешнеэкономических связей является прямой задачей: система торгпредств, отчасти посольств, представительства Росзарубежцентра. При грамотном управлении эти структуры могли бы быть очень эффективны. Другим важным шагом государства могло бы стать внедрение международных систем сертификации и стандартизации, чтобы экспортеры могли избежать существующей в настоящее время необходимости двойных затрат на эти процессы. Наконец, нужно отметить уже предпринимаемые конструктивные шаги правительства по активному продвижению национальных интересов в сфере проведения международных выставок (“ЭКСПО-2010”) и вступления в международные торговые организации (ВТО). Все это, бесспорно, окажет позитивное воздействие на экспортеров любых видов продукции. Для того чтобы увеличивать долю технологичной продукции в экспорте, в первую очередь необходимы внутренние экономические изменения. Среди них наиболее важны:

·         развитие венчурного инвестирования;

·      создание оптимальной, гибкой, стимулирующей производство системы налогообложения;

·        валютная либерализация;

·        соблюдение сроков возврата НДС;

·       развитие страхового и банковского секторов, в том числе, с помощью воздействия иностранной конкуренции.

Участие государства в деятельности последних двух секторов не представляется обоснованным. Уже сейчас существуют страховые компании, осуществляющие страхование экспортных и политических рисков. Эти компании способны профессионально оценивать платежеспособность зарубежных партнеров и риск невыполнения контрактных обязательств иностранных покупателей и банков перед экспортером или невыполнения продавцом своих обязательств перед импортером. Что касается предоставления госгарантий под кредиты, то эта мера эффективна лишь в случае, когда будут найдены механизмы устранения злоупотреблений при отборе гарантируемых правительством проектов.