Исключение России из “черного списка” FATF

in Вестник РЭО №56, Инвестиции, Иностранные инвестиции

23 сентября т.г. в Россию прибыла комиссия Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF), в задачу которой входит ознакомление с российской практикой пресечения легализации доходов, полученных незаконным путем, и подготовка соответствующего отчета для заседания группы FATF, которое состоится 7-11 октября в Париже. В состав делегации вошли представители США, Германии, Франции и Швеции. В ходе недельного визита делегация FATF активно взаимодействовала с руководством Комитета по финансовому мониторингу РФ, а также провела ряд встреч в Администрации президента РФ, ЦБ РФ, ФКЦБ РФ, Департаменте страхового надзора Минфина РФ, правоохранительных органах (МВД РФ, Генпрокуратуре РФ, ФСНП РФ) и посетили четыре рекомендованных ЦБ коммерческих банка (Сбербанк, Внешторгбанк, Пробизнесбанк и банк “Зенит”). Кроме того, комиссия ознакомилась с деятельностью подразделений КФМ и МВД в Северо-западном федеральном округе и Туле, а в Москве была проведена конференция “Борьба с отмыванием денег-2002. Новый глобальный режим”.

  Россия уже второй год добивается исключения страны из “черного списка” стран, не участвующих в борьбе с отмыванием денег. Россия попала в этот список в июне 2000 г. из-за отсутствия законодательства, направленного на препятствование этому процессу. Кроме того, существуют и другие критерии (11 из 25 возможных), согласно которым РФ отнесли к странам, не сотрудничающим с международным сообществом в борьбе с отмыванием капитала, а именно: возможность открытия анонимных банковских счетов на фиктивные имена, отсутствие системы контроля за подозрительными финансовыми операциями, закрытость доступа к судебной информации, отсутствие взаимодействия с другими государствами по этому вопросу, коррупция и недостаток квалификации среди российских чиновников.

  За прошедшие два года российское руководство предприняло немало усилий для исправления ситуации. В апреле 2001 г. был принят федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”. В соответствии с ним с 1 февраля 2002 г. приступил к работе Комитет по финансовому мониторингу РФ (КФМ). Кредитные организации, участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании и другие структуры должны теперь сообщать в КФМ о нестандартных операциях, в том числе, обо всех сделках объемом свыше 600 тыс. руб. При этом закон запретил финансовым посредникам информировать клиентов о том, что сведения о них предоставляются в КФМ. За нарушение закона предусмотрено лишение лицензии на осуществление профессиональной деятельности.

  5 июня т.г. группа “Эгмонт”, объединяющая финансовые разведки 58 стран и созданная для координации усилий в борьбе с отмыванием незаконных доходов, приняла решение включить в свой состав Комитет по финансовому мониторингу РФ. Членство в группе позволяет странам вести активный обмен информацией, заключать двусторонние и многосторонние соглашения о сотрудничестве, объединять усилия в противодействии отмыванию преступных капиталов. Как заявил глава КФМ, первый замминистра финансов В.Зубков, вступление России в “Эгмонт” свидетельствует о том, что работа КФМ соответствует международным стандартам. По его словам, к сегодняшнему дню предложения о заключении международных соглашений с КФМ прислали более 15 государств.

  Эти события позволили российским чиновникам выразить надежду на то, что в июне т.г. Россия будет исключена из “черного списка” FATF, а впоследствии и станет ее членом, однако этого не произошло. Для исключения из списка Россия должна выполнить 25 требований, установленных этой организацией, в том числе, доказать, что созданная система борьбы с отмыванием капитала дееспособна и эффективна. Цель текущего визита в Россию делегации FATF как раз и состояла в выяснении последнего.

  Вывод: Несмотря на активную деятельность уполномоченных российских структур, ожидать быстрого исключения России из “черного списка” FATF, а тем более членства в этой организации не следует.
  Объяснением этому, на наш взгляд, может быть несколько причин. Во-первых, надо отметить, что присутствие в списке прямым образом не влияет на российские компании, в настоящее время никаких ограничений на их внешнеэкономическую деятельность из-за наличия РФ в списке ни одна страна не устанавливает. Важность исключения из него продиктована стремлением к стимулированию инвестиций. Для наших иностранных партнеров возможность введения санкций может быть удобна как рычаг давления на Россию, а присутствие таких критериев, как некомпетентность чиновников, позволяет оставлять нас в списке неограниченно долго. Отсюда второе - исключение из него может быть достигнуто лишь благодаря повышению авторитета российского государства на международной арене в целом. Однако необходимо предпринимать и реальные шаги по борьбе с отмыванием денег. В связи с этим, создание ответственной за это структуры (КФМ), бесспорно, полезно. В то же время некоторые аспекты ее деятельности все-таки вызывают вопросы. Эффективность работы КФМ объективно оценить невозможно. Деятельность комитета не просто непрозрачна, как многих других госорганов. В законе об отмывании доходов заложены нормы, которые позволяют органу в принципе не сообщать общественности о результатах работы. В результате возникает вопрос: а есть ли какие-то конкретные результаты? О каком стимулировании инвестиций может идти речь при таком подходе?

  Однако это еще не все. Известно, что сам КФМ лишен права расследования уголовных дел и ведения оперативной работы. Видимо, поэтому в МВД теперь создается оперативно-розыскное бюро (ОРБ) по выявлению преступлений, связанных с легализацией преступных доходов. Он будет, опираясь на сведения, предоставленные КФМ, а также по своей инициативе возбуждать уголовные дела по отмыванию денег и вести оперативно-розыскную деятельность. По нашему мнению, такая структура органов, имеющих схожие цели и дублирующих функции, не улучшает их работу, а, наоборот, снижает их эффективность.

  Некоторые правительственные чиновники, а также депутаты, уже заявляют о новых сроках признания FATF усилий России – начало 2003 г.
  На наш взгляд, в обсуждаемом вопросе нужно не определять сроки принятия в организацию FATF, а проводить целенаправленную политику по борьбе с легализацией преступных доходов. Необходимо сконцентрироваться на создании компактной единой структуры, которая будет регулярно отчитываться перед общественностью о конкретных достижениях, выраженных в суммах возвращенных денег и возбужденных дел. И когда наши партнеры увидят результаты этой деятельности и станут с большим доверием относиться к российскому бизнесу и государству, вопрос об исключении из “черных списков” разрешится сам собой.