Новые условия госрегистрации юридических лиц в России

in Вестник РЭО №56, Законы

  В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319, принятого во исполнение Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”, с 1 июля 2002 г. на МНС РФ были возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

  19 июня 2002 г. на заседании Коллегии МНС РФ рассматривался вопрос об организации этой работы налоговыми органами. В частности, было отмечено, что благодаря переходу на заявительный принцип “одного окна” существенно упрощается сама процедура государственной регистрации юридических лиц, благодаря чему появляется возможность объединения двух направлений деятельности исполнительной власти: государственной регистрации юридических лиц и их постановки на учет в налоговых органах.

  Русское экономическое общество решило выяснить, насколько изменился (улучшился/ухудшился) процесс регистрации юридических лиц спустя почти три месяца с момента передачи МНС РФ функций по государственной регистрации юридических лиц на примере Москвы.
  Начнем с того, что после наступления 01 июля 2002 г. фирмы, занимающиеся регистрацией предприятий, из-за изменения действующего законодательства поначалу просто не могли нормально функционировать, так как никто, даже налоговые органы (!) не знали что делать с вступившими в силу законодательными актами.
  Также до того, как будет приведен перечень основных изменений с 1 июля 2002 г., нужно отметить, что:

1.  Действующим законодательством не предусмотрен порядок восстановления учредительных документов предприятий, зарегистрированных в Московской регистрационной палате (МРП).

2.   К концу 2002 г. налоговыми органами будет разработан порядок ликвидации предприятий, не подавших сведения о себе в ИМНС (Форма 17001), поэтому новые действующие ныне правила регистрации ограничены датой 31 декабря 2002 г.

 Сравнительная таблица основных изменений, внесенных в порядок регистрации юридических лиц:

Наименование этапа

До 1 июля 2002 г.

С 1 июля 2002 г. по 31 декабря 2002 г.

Экспертиза наименования

Госпошлина 120 руб., наименования в Москве практически не повторялись, а также были ограничены некоторыми требованиями МРП

Экспертиза наименования не проводится, можно регистрировать любые наименования, даже ООО “Правительство России”, ограничения только в ФЗ “Об адвокатуре”

Внесение взноса в Уставный капитал

МРП требовала в соответствии с ФЗ справки о внесении взноса в Уставный капитал

Размер Уставного капитала остался прежним, но ИМНС сразу справки не требует

Количество страниц заполняемых бланков на регистрацию

По 1 странице – для регистрации изменений и первичной регистрации

Форма 13001 (10 страниц) + форма 17001 (7 страниц) – для регистрации изменений,

Форма 11001 (6 страниц) - для первичной регистрации

Госпошлина

2 руб. – на счет ИМНС,

250 руб. – на счет МРП за регистрацию предприятия,

360 руб. – на счет МРП за регистрацию эскиза печати

2000 руб. на счет ИМНС за регистрацию предприятия,

630 руб. - на счет МРП за регистрацию эскиза печати

Получение свидетельства о регистрации

5 рабочих дней со 100% гарантией соблюдения сроков в случае соответствия документов действующему законодательству, дата выдачи всегда точно соответствовала дате на свидетельстве

5 рабочих дней в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”, на практике не выполняется и дата выдачи часто ставится “задним числом”, а свидетельство выдается значительно позже

Проверка документов на соответствие действующему законодательству

Осуществлялась Московской регистрационной палатой, в разумных пределах достаточно лояльно

В соответствии с ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц” полностью возложена на заявителя

Поводы для отказа

Несоблюдение требований МРП по ограничению использования наименований, несоответствие устава действующему законодательству, неполный комплект документов, запрещенный юридический адрес (если собственник написал в МРП письмо о том, что никому юридического адреса не предоставляет)

Неполный комплект документов,

не в ту налоговую поданы документы

Регистрация эскиза печати

Одновременно с регистрацией в МРП

После регистрации в ИМНС – от 1 часа до 36 часов в зависимости от филиала МРП

Изготовление печати

2-3 дня

2-3 дня

Получение свидетельства о присвоении ИНН

В течение 1-2 недель после подачи документов в ИМНС, при условии реального договора аренды, либо наличия поданного собственником Гарантийного письма о том, что он действительно предоставил данный адрес данному предприятию

В течение 1-2 недель после повторной подачи документов в ИМНС, при условии реального договора аренды, либо наличия поданного собственником Гарантийного письма о том, что он действительно предоставил данный адрес данному предприятию. Иногда, в некоторых ИМНС свидетельство о присвоении ИНН выдается одновременно с свидетельством о регистрации, но это в особо продвинутых (ИМНС №28 ЮАО г. Москвы, ИМНС №16 САО г. Москвы, №6 ЦАО г. Москвы, №20 ВАО г. Москвы)

Нотариальное заверение подписи на банковской карточке

Осуществлялось при наличии зарегистрированного оригинала устава, оригинала учредительного договора (если он существует), оригинала свидетельства о регистрации предприятия, протокола о назначении руководителя предприятия и приказов о назначении остальных сотрудников, имеющих право подписи на банковской карточке

Так как в настоящее время устав не регистрируется и никакие отметки на оригинале устава не ставятся, некоторые (не все) нотариусы требуют выписку из реестра налоговой инспекции и ксерокопию устава, заверенную печатью ИМНС, как приложение к распечатанному и подписанному учредителями оригиналу устава, а также все документы как и раньше: оригинал учредительного договора (если он существует), оригинал свидетельства о регистрации предприятия, протокол о назначении руководителя предприятия и приказ о назначении остальных сотрудников, имеющих право подписи на банковской карточке

Предоставление комплекта документов в фонды

В Фонд социального страхования - в течение 10 дней (при нарушении сроков штрафные санкции 10000 руб.),

В Пенсионный фонд – в течение 30 дней (при нарушении сроков штрафные санкции 5000 руб.),

В Фонд обязательного медицинского страхования – сроки пока не ограничены

В Фонд социального страхования - в течение 10 дней (при нарушении сроков штрафные санкции 10000 руб.),

В Пенсионный фонд – в течение 30 дней (при нарушении сроков штрафные санкции 5000 руб.),

В Фонд обязательного медицинского страхования – сроки пока не ограничены

Открытие банковского счета

Предоставление комплекта документов в соответствии с требованием конкретного банка

Тот же комплект, но вместо нотариальной копии зарегистрированного устава предоставляется нотариальная копия устава заверенного только подписями учредителей и печатью предприятия

Вывод: Как видно из таблицы, характер изменений, внесенных в процесс регистрации юридического лица, свидетельствует не только не об упрощении прохождения этого процесса, но и об усложнении оного и возникновении новых, ранее не существующих, препятствий.

  Принцип “одного окна” фактически не реализован. Кроме того, возникает возможность полной неразберихи с названиями организаций, у которых могут вдруг появиться проблемы с окончательным закреплением за собой уникального названия. Также существенно возрос размер госпошлины с 612 руб. до 2630 руб., то есть более чем в 4 раза. Увеличилось даже количество страниц заполняемых бланков на регистрацию. Стоит отметить и тот факт, что сейчас вся полнота ответственности за проверку документов на соответствие действующему законодательству возложена на заявителя, в то время как раньше эту работу выполняла регистрационная палата. Таким образом, только прохождение этого элемента регистрации может отнять у желающего создать свое предприятие много времени и сил, не говоря уже обо всем остальном, судя по вышеприведенной таблице. Например, если раньше процесс получения копии устава не отнимал много времени, достаточно было заверить копию устава у нотариуса, то теперь (в связи с тем, что устав не регистрируется) для получения копии устава необходимо совершить три совершенно лишних операции: написать заявку в ИМНС о получении копии устава, оплатить эту операцию с расчетного счета и забрать копию устава с отметкой ИМНС.

  Идея о создании единого органа госрегистрации юридических лиц, бесспорно, правильна. Однако анализ того, как она реализуется на практике после 1 июля т.г. фактически сводит на нет весь позитив этого процесса.