Определение статуса Каспийского моря

in Вестник РЭО №56, Россия и мир

23 сентября т.г. в Москве Президент РФ В.Путин и Президент Азербайджана Г.Алиев подписали соглашение о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря. В результате все границы российского сектора дна стали юридически зафиксированы, и в целом можно сказать, что проблема раздела Каспия для России решена.

  Напомним, на территорию Каспийского моря, чьи топливно-энергетические запасы, по словам зампреда международного комитета Госдумы В.Косачева, сопоставимы с ресурсами Персидского залива, претендуют пять стран: Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Иран. До распада СССР разделение ресурсов Каспийского моря регламентировалось советско-иранскими договорами 1921 и 1940 гг. Согласно этим договорам Каспий был открыт для пользования обеими государствами, за каждым были зафиксированы рыболовные зоны шириной в 10 миль, ловля рыбы в которых могла вестись под соответствующим национальным флагом, а вся остальная часть моря объявлялась зоной свободного судоходства. Таким образом, договоренности требуют пересмотра уже более 10 лет.

  В настоящее время основным фактором, требующим скорейшего урегулирования каспийского вопроса, является неопределенность прав отдельных государств на разработку недр Каспия. Еще в начале 1992 г. была предпринята попытка по изменению статуса Каспия, когда Иран выступил с инициативой создания Организации регионального сотрудничества прикаспийских государств, однако дальнейшего развития эта инициатива не получила. Последний саммит прикаспийских государств, проходивший в апреле т.г., показал, что у участников разные позиции по принципам разделения моря. Так, Россия, Азербайджан и Казахстан считают, что разделу подлежит только дно, причем в соответствии с сухопутными границами, по методу серединной линии с паритетной разработкой приграничных месторождений и совместным использованием непосредственно водных ресурсов. Для Ирана, владеющего всего 13% береговой линии, такой подход невыгоден. Он настаивал на полном и пропорциональном разделении акватории, при котором каждой стране полностью принадлежит одна из пяти равных частей Каспия. Туркменистан же предлагает в первую очередь заморозить все нефтяные проекты до окончательного определения статуса Каспия. Разделение моря – и дна, и воды – предполагается по такой схеме: закрепление 15-мильной национальной прибрежной зоны, затем от 25 до 35 миль некой национальной экономической зоны, а центральная часть Каспия должна, по предложению Ашхабада, стать “общей зоной судоходства”, недра которой подлежат освоению на основе совместных договоренностей. Кроме того, Туркменистан выдвигает идею создания совета президентов пяти государств, председатель которого, избираемый на ротационной основе, мог бы “в оперативном порядке” решать назревшие вопросы.

  Когда стало ясно, что урегулировать вопрос коллегиально не удается, а следующая встреча на высшем уровне состоится не ранее, чем весной 2003 г., российское руководство предприняло ряд шагов по урегулированию вопроса на трехстороннем уровне со странами, имеющими консолидированную позицию. Речь идет о единстве взглядов на проблему со стороны России, Азербайджана и Казахстана. Таким образом, в начале были урегулированы (путем подписания двусторонних соглашений) отношения с Казахстаном по поводу разделения дна и использования трех приграничных месторождений, теперь же аналогичное соглашение подписано с Азербайджаном. Примечательно, что в обоих документах заложена норма, согласно которой дальнейшие переговоры могут вестись лишь на основе уже подписанных.

  Вывод: Деятельность российского руководства в вопросе определения статуса Каспийского моря заслуживает одобрения. Российская дипломатия продемонстрировала умение добиваться поставленных целей, несмотря на присутствие серьезного сопротивления со стороны Ирана. Хотя трехстороннее урегулирование статуса Каспийского моря не согласуется с позицией Ирана, это, на наш взгляд, не повредит осуществлению совместных с российско-иранских проектов в сфере военного и энергетического сотрудничества.

  Решение вопроса о статусе Каспийского моря давно назрело. Для нашей страны определенность в этом вопросе, безусловно, выгодна. Закрепление границ разделения дна повышает инвестиционную привлекательность проектов освоения каспийских ресурсов. Кроме того, подписание соглашений придает стабильность положению российских нефтяных компаний, присутствующих в регионе. Также определенность в вопросах статуса Каспия способствует дальнейшему укреплению межгосударственных отношений как с Азербайджаном, так и с Казахстаном, что, безусловно, позитивно.