Консультативный совет по иностранным инвестициям

in Вестник РЭО №57, Инвестиции, Иностранные инвестиции

В июне 1994 г. на встрече представителей российского правительства с руководителями крупнейших промышленных и финансовых корпораций США, Западной Европы и Японии было принято решение о создании Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (КСИИ) с целью налаживания контакта между иностранными инвесторами и российской исполнительной властью для того, чтобы совместно выработать подходы для улучшения инвестиционного климата в России. 30 сентября т.г. состоялось очередное, шестнадцатое, заседание Консультативного совета. В состав КСИИ входят руководители отделений крупнейших международных компаний (порядка тридцати компаний), работающих в России, а также представители ЕБРР и Всемирного банка. С российской стороны в работе совета принимают участие представители Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, МНС и других ведомств, председательствует на совете премьер-министр РФ.

  В своем выступлении на последнем заседании М.Касьянов заявил, что ключевыми задачами для российского правительства на сегодняшний день являются увеличение объема инвестиций в российскую экономику и повышение производительности труда. Премьер также отметил, что правительство РФ обеспокоено низким темпом роста инвестиций в российскую экономику: инвестиционный рост в апреле-августе текущего года составил всего около 2,5%. В “Вестнике” №52 уже отмечалась складывающаяся негативная тенденция в области иностранных инвестиций. Анализ данных за I полугодие 2002 г. свидетельствует о существенном снижении темпов инвестирования в российскую экономику в последнее время. Структура вложений также оставляет желать лучшего. Доля и абсолютные объемы прямых иностранных инвестиций неуклонно снижаются. По накопленным за 1993-2001 гг. прямым инвестициям на душу населения Россия занимает 21 место среди 25 стран Восточной Европы и СНГ (по оценке Института экономики переходного периода). Поступление прямых инвестиций в 2001 г. сократилось на 10% по сравнению с предыдущим годом и составило всего $3,98 млрд., в первом полугодии 2002 г. тенденция сохранилась: инвестиции уменьшились на 25,4% по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. и составили $1,872 млрд. После резкого роста в предыдущие периоды объемы портфельных инвестиций (покупки меньше, чем 10%-ого, пакета акций – для биржевой игры) в первой половине т.г. также упали. Сложившийся в России инвестиционный климат оказывается непривлекательным даже несмотря на относительную стабильность по сравнению с другими развивающимися странами; кризисы в Латинской Америке повлекли уход инвесторов и с наших рынков. Примечательно также, что из общей суммы накопленных иностранных инвестиций в РФ ($38 млрд.), объем которых минимален для России, порядка $22 млрд. приходится на Москву.

  Участники заседания КСИИ сформулировали свои предложения по направлениям реформирования российской экономики с целью исправления существующей ситуации. Одним из приоритетов было названо принятие проекта нового таможенного кодекса, который “прояснит ситуацию с таможенным регулированием и будет способствовать привлечению инвестиций в Россию”. Также было отмечено, что важным является принятие закона по соглашению о разделе продукции и новой редакции закона о валютном регулировании. Последний документ должен снизить уровень обязательной продажи валютной выручки и уточнить функции органов валютного контроля. Также указываются в качестве приоритетов реформирование в сфере электроэнергетики и перевод российских компаний и банков на международную систему учета и бухгалтерской отчетности. Кроме того, инвесторы отмечают еще одно обстоятельство, препятствующее притоку иностранных инвестиций, - административные барьеры, в частности, задерживающие возврат экспортного НДС, а также общее состояние российской бюрократии.

  Вывод: Еще в коммюнике тринадцатого заседания КСИИ отмечалось, что “работа совета является не только инструментом использования опыта крупных иностранных инвесторов в совершенствовании российского инвестиционного законодательства, но и важным элементом укрепления положительного инвестиционного имиджа России за рубежом”. После трех следующих заседаний возникает вопрос: действительно ли правительство стремится не только укреплять имидж, но и реально учитывать опыт инвесторов? Так, на 14-ом заседании список рекомендаций (практически повторяющих предыдущие!) по первоочередным задачам выглядел следующим образом:

·         модернизация налогового законодательства;

·         валютная и таможенно-тарифная политика;

·         меры по вступлению в ВТО;

·         реформа системы бухгалтерского учета;

·         совершенствование банковской системы;

·        развитие нефтегазового сектора и совершенствование законодательства по соглашениям о разделе продукции;

·         совершенствование таможенного администрирования;

·         принятие пакета “инвестиционных” законопроектов;

·         политика по изъятиям из национального режима для иностранных инвесторов;

·       повышение прозрачности российских предприятий-монополистов и защита прав миноритарных инвесторов.

С момента этого заседания – 14 мая 2001 г. – прошло почти полутора лет. Недавно Россия заняла 17 строку рейтинга инвестиционной привлекательности стран мира компании “A.T.Kearney”. На основе опроса топ-менеджеров примерно 1000 крупнейших компаний мира можно сделать вывод, что страна рассматривается как достаточно выгодный объект для прямых инвестиций. Об этом же говорит информация “The Guardian”: корпорация “British Petroleum” (BP) инвестирует $380 млн. в российскую нефтяную группу “Сиданко”, а корпорация “Shell” объявляет о своей заинтересованности в новых российских проектах. Тем самым подчеркивается уверенность западных инвесторов в будущем России.

  Однако энтузиазм инвесторов пока не воплощается в конкретных цифрах. Отчеты Госкомстата говорят о противоположном. По нашему мнению, достаточно внимательно посмотреть на список предложений участников прошлогодних заседаний КСИИ, чтобы понять, в чем дело. Отношение к России как к месту удачного вложения капитала вполне объяснимо: мощный сырьевой потенциал при высоких ценах на нефть является для иностранных инвесторов важным фактором. Для более серьезных партнеров может быть также важна высокая квалификация кадров при небольших издержках на оплату труда, или гигантский объем потенциального рынка. Но позиция государства делает инвестиции слишком рисковыми. Большинство требований инвесторов остается невыполненным. Административные барьеры труднопреодолимы, налоговая реформа неэффективна, экономическая политика нестабильна. Отсутствие прогресса с прямыми иностранными инвестициями – одна из крупнейших недоработок правительства, которое, похоже, не стремится к конструктивному диалогу с инвесторами.