Первый российско-американский энергетический саммит

in Вестник РЭО №57, ТЭК

1-2 октября т.г. в Хьюстоне, США, проходил первый российско-американский деловой энергетический саммит. Встреча стала продолжением энергодиалога, декларацию о начале которого подписали весной президенты России и США. В Хьюстоне российская делегация была представлена главой Минэкономразвития Г.Грефом, министром энергетики И.Юсуфовым, а также руководителями крупнейших российских нефтяных компаний и энергетических монополий, представителями МИД РФ и Минприроды РФ. С американской стороны участвовали министр энергетики США С.Абрахам, министр торговли Д.Эванс и руководство американских энергетических компаний. Встреча завершилась подписанием совместного заявления министров, в котором указывалось, что “энергетическая промышленность имеет критически важное значение для мировой экономики”. Стороны также декларировали намерение совместно работать в целях укрепления глобальной энергетической безопасности, выдвигались идеи закупки российской нефти в нефтяные резервы США и Европы, создание специальных резервов для развивающихся стран, например, Афганистана.

  На протяжении двух дней работы саммита обсуждение касалось в основном двух вопросов: поставок российской нефти в Соединенные Штаты и необходимости инвестиций в отечественный ТЭК. В нескольких выступлениях российских бизнесменов утверждалось, что в реальности нефтяные резервы России существенно превышают прогнозные значения, и что Россия уже в ближайшие годы увеличит добычу с 7-8 млн. баррелей в день до примерно 12 млн. баррелей, тем самым восстановит уровень нефтедобычи Советского Союза, существенно увеличив экспорт, особенно в США. Что касается поставок, с начала 2002 г. Россия экспортирует в США 61 тыс. баррелей в сутки, что составляет 0,02% общего объема экспорта российской нефти. Всего же США импортирует 8,9 млн. баррелей ежедневно, причем нефть из Саудовской Аравии составляет до 60% этого количества. Неудивительно, что под влиянием резкого охлаждения отношений Соединенных Штатов с арабскими партнерами из-за планов США в отношении Ирака и обвинений в адрес ведущих нефтеэкспортеров в спонсорстве терроризма, Соединенные Штаты вынуждены искать другие источники сырья. И хотя эксперты сомневаются в возможности России занять серьезную долю американского рынка, обеим сторонам выгодно наращивать сотрудничество. Препятствием для этого в настоящее время является неразвитость транспортной инфраструктуры, из-за чего прямые поставки низкорентабельны. В настоящий момент существуют три варианта доставки российской нефти в Северную Америку. Наиболее перспективным кажется проект компании “Лукойл” по транзиту сырья с Тимано-Печорского месторождения через мурманский порт. Однако для этого нужно осуществить значительные вложения средств как в модернизацию терминала, так и в разработку самого месторождения. Более близким к осуществлению может быть путь компаний “ЮКОС” и “Транснефть”, которые планируют транспортировку нефти до хорватского терминала Омишаль, но для этого также необходимы инвестиции в хорватский участок трубопровода “Дружба”, по которому нефть будет идти до порта, а также согласование тарифов за транспортировку. Российское правительство оценивает сроки реализации этого проекта в 2-3 года, а объем поставляемой нефти в 5 млн. тонн в год. Третьим вариантом является поставка нефти на западное побережье США с территории Сахалина, где американские компании уже активно участвуют в нефтяных проектах. Однако, во-первых, эти проекты далеки от завершения, а во-вторых, изначально они ориентированы на снабжение Юго-Восточной Азии и Японии. Для транспортировки этой нефти по территории Америки необходимо увеличение пропускной способности американских трубопроводов, в настоящее время занятых поставками местного сырья с Аляски.

  Таким образом, возможности наращивания экспорта тесно увязаны с объемом инвестиций в российский топливно-энергетический комплекс. Потребности отечественного ТЭК в инвестициях оцениваются в $50 млрд., при этом, по некоторым оценкам, ежегодно на развитие нефтегазового сектора России нужно выделять порядка $15-18 млрд. Кроме того, для переработки нефти марки “Urals” необходима перестройка американских нефтеперерабатывающих мощностей, сейчас приспособленных для переработки ближневосточного сырья, что также потребует немалых средств. Однако похоже, что американские компании действительно настроены на развитие сотрудничества. Так, на саммите было объявлено о двух конкретных проектах. “Marathon Oil Corporation” и “Роснефть” подписали письмо о намерениях по созданию на паритетных началах предприятия “Urals North American Marketing”, которое будет заниматься доставкой и продвижением российской нефти на рынке Северной Америки. “Eximbank” подписал меморандум о взаимопонимании с “Лукойлом”, “ЮКОСом” и “Сибнефтью”, согласно которому банк выделит компаниям кредит в $100 млн. каждой на закупку в США оборудования для добычи и переработки нефти.

  Вывод: На американском саммите российские чиновники и бизнесмены продемонстрировали редкое единодушие. Рынок США рассматривается бизнесом как перспективный, и руководство государства старается поддержать отечественные компании в продвижении на нем. Так, министр энергетики И.Юсуфов сообщил на встрече о проекте создания в России нефтяного резерва. Так как Россия является экспортером нефти, то необходимость резерва вызывает сомнения, но в качестве поддержки усилий отечественных экспортеров такой шаг может быть оправдан. Кроме того, расширение поставок российско нефти в США позволит диверсифицировать нефтепоставки не только со стороны США, но и со стороны России. В условиях, когда большая часть экспорта ориентирована на Евросоюз, Россия также не может гарантировать стабильность своих доходов, как США – стабильность поставок. Многие на саммите призывали сделать российскую нефть марки “Urals” биржевым товаром и вытеснить гораздо менее распространенную марку “Brent”.

  Однако с другой стороны реальные последствия саммита пока не очевидны, так как настоящего перелома в отношении иностранных инвестиций в России не наступило. Не стоит забывать и о следующем. Во-первых, зависимость Соединенных Штатов от ближневосточной нефти сохранится и в дальнейшем, и российское сырье не заменит арабского. Предпринимаемые американским руководством шаги могут рассматриваться скорее как политическое средство давления на основных сырьевых партнеров, чем как экономически обоснованная необходимость. Отсюда неуверенность в долгосрочности и серьезности намерений США. А во-вторых – заявления российских чиновников о стабильности роста экспорта нефти означают закрепление существующего положения страны как сырьевого экспортера, в то время как необходимо кардинальное изменение структуры экспорта в пользу экспорта товаров высокой степени обработки, так как в настоящее время структура российского экспорта не способствует долгосрочному экономическому развитию страны, о чем мы писали в “Вестнике” №56.