Развитие лесопромышленного комплекса России

in Вестник РЭО №57, Промышленность

1 октября т.г. в Москве состоялась конференция “Стратегия развития лесопро- мышленного комплекса России”. Целью мероприятия было определение приоритетов развития лесопромышленного комплекса России (ЛПК) с учетом новой государственной политики в области лесного хозяйства. В конференции принимали участие представители министерств и ведомств, в частности, Минэкономразвития, Минприроды и Минпромнауки, руководители ведущих российских компаний лесопромышленного комплекса, отраслевых ассоциаций и объединений, консалтинговых фирм, инвестиционных компаний. В тот же день Минэкономразвития направило в правительство поправки в Лесной кодекс РФ.

  В 2001 г. рост в отрасли составил 2,6%, при среднем по промышленности более 5%. На экспорт в 2001 г. была отправлена примерно половина продукции ЛПК на сумму $4,4 млрд., в то время как, например, в Канаде, которая сопоставима по своим лесным богатствам с Россией, продажа леса приносит ежегодно $26 млрд. В то же время потенциал роста лесной промышленности оценивают в 6-8% и даже 10%. Замглавы Минэкономразвития РФ А.Дворкович заявил на конференции, что именно ЛПК может стать локомотивом развития экономики и обеспечить планируемый рост ВВП на уровне 5-6%. Для достижения этой цели МЭРТ предлагает несколько поправок к существующему законодательству:

  Во-первых, они касаются наведения порядка в отрасли. Известно, что лесное хозяйство является одним из самых коррумпированных и криминализованных. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, чиновники Минэкономразвития предлагают ограничить полномочия региональных властей в вопросах предоставления участков под вырубку леса. В настоящее время эти вопросы решает конкурсная комиссия, в состав которой входят представители территориального подразделения Минприроды, причем состав комиссии утверждается региональными властями, и они же назначают руководителя. Поправки МЭРТ предполагают сведение руководящей роли местных властей к простому участию в конкурсных комиссиях и передачу решающего голоса федеральным органам управления лесным хозяйством. Также предлагается исключить возможность предоставления прав аренды участков местными чиновниками без проведения конкурса. Кроме того, если эти поправки будут приняты, сельхозорганизации будут лишены права бесплатно пользоваться участками леса, находящимися на их территории. МЭРТ также предлагает отказаться и от прописанной в Лесном кодексе, но так и не заработавшей, системы лицензирования лесозаготовительной деятельности.
  Во-вторых, предусмотрены меры экономического стимулирования развития отрасли. Предполагается введение механизма субсидирования процентных ставок по долгосрочным банковским кредитам для предприятий ЛПК, а также введение залога прав аренды на лесопользование. По расчетам Минэкономразвития, использование залога может увеличить приток средств и обеспечить до 15% необходимых промышленности инвестиций. Кроме того, использование залоговых схем может стать шагом к переходу к частной собственности на лесные угодия.

  Вывод: Развитие лесной промышленности - чрезвычайно перспективное направление развития отечественной экономики. В июне т.г. уже обсуждалась и в целом была одобрена предложенная Министерством промышленности, науки и технологий программа развития лесоперерабатывающего комплекса. Затем проект нового Лесного кодекса представляло Минприроды, а теперь поправки к действующему кодексу предложило и Минэкономразвития. На наш взгляд, такое отсутствие единого центра принятия решений по ЛПК не способствует повышению качества подготовки законодательных документов. Ответственность за управление отраслью также размыта, что усиливает беспорядок в лесном комплексе. В первую очередь для реформирования отрасли необходимо определить единый орган управления и разработки законодательных инициатив. В этом смысле предложение министра А.Дворковича о создании рабочей группы из представителей заинтересованных ведомств кажется обоснованным. Что же касается непосредственно поправок МЭРТ, то они, безусловно, могут быть оценены положительно – централизация должна облегчить управление и контроль в ЛПК. Однако экономический блок, по нашему мнению, недостаточно полон. Не нашли отражения основные положения программы: увеличение минимальных сроков аренды и изменение таможенной политики. Давно признано необходимым снижение таможенных платежей за ввоз оборудования, снижение экспортных и повышение импортных ставок на продукцию глубокой обработки, повышение тарифов на экспорт необработанной древесины. Кроме того, чрезвычайно важно и экономически обосновано было бы совершенствование системы рентных платежей в природопользовании. Отмечается, что в настоящее время рентные платежи в России очень малы, в 100-1000 раз меньше, чем в других “лесных” странах. Это влечет образование сверхприбылей у лесозаготовителей. В таких условиях невозможно сделать деревообработку достаточно рентабельной, для ее стимулирования необходимо изменение объемов и структуры рентных выплат.

  Однако подобные меры, к сожалению, не предлагаются, что обосновывается необходимостью уменьшения присутствия государства в экономике. Но если относительно введения таких протекционистских мер, как высокие ввозные пошлины, это обоснованно, то почему государство не использует свои регулирующие функции для достижения лучшей структуры производства - неясно. Сейчас в структуре российского лесного экспорта доминирует необработанная древесина, что влечет неэкономное использование природных богатств и потерю потенциальных прибылей, а также низкие темпы роста. Для изменения ситуации в отрасли необходимо проведение более активной, стимулирующей развитие, государственной политики.