Международный уголовный суд

in Вестник РЭО №57, Россия и мир

Как сообщило 2 октября т.г. РИА “Новости”, Евросоюз согласился с требова- нием США о неподсудности американских граждан перед Международным уголовным трибуналом ООН. Согласно решению, принятому в Брюсселе министрами иностранных дел Евросоюза по инициативе Испании, Великобритании и Италии, американские военнослужащие и представители властей не могут быть арестованы в странах ЕС и выданы Медународному уголовному трибуналу для суда за совершение военных преступлений, при условии обязательства со стороны США провести судебное разбирательство над своими гражданами в американских судах.

  Напомним, Римский устав, на основании которого действует Международный уголовный суд (МУС), был принят на дипломатической конференции в Риме 17 июля 1998 г. при поддержке 120 государств. Сам МУС начал действовать летом т.г., после ратификации римского статута более чем шестьюдесятью государствами. К настоящему моменту соглашение ратифицировали более 80 стран. МУС является постоянно действующим судом, в компетенцию которого входит привлечение к ответственности индивидов, совершивших серьезные нарушения международного гуманитарного права, а именно: военные преступления, преступления против человечности и геноцид.

  США изначально поддерживали идею создания Международного уголовного трибунала, но впоследствии (после победы на президентских выборах Д.Буша) позиция страны изменилась, и Соединенные Штаты, как Израиль и некоторые арабские государства, отказываются ратифицировать конвенцию об учреждении Суда, так как, по мнению американской стороны, деятельность этого органа будет сложно контролировать, его полномочия не совсем ясны, и США опасаются преследования своих граждан по политическим мотивам.

  Внешнеполитическое ведомство США последовательно добивается особого отношения к своим гражданам по поводу возможности их юридического преследования. Оно активно заключает двусторонние соглашения об иммунитете американских граждан. Однако последнее, уже тринадцатое по счету соглашение, отличается от предыдущих тем, что оно заключено не с отдельной страной, а сразу со всем Евросоюзом, причем является односторонним, то есть США не берут на себя соответствующих обязательств по отношению к гражданам стран ЕС.

  Вывод: На наш взгляд, последнее соглашение между США и ЕС окончательно дискредитировало идею создания МУС. Как мы уже писали в “Вестнике” №39, концепция Международного трибунала только тогда будет реализуема, когда ее одобрит большинство ведущих стран мира. В ситуации же, когда Соединенные Штаты, крупнейшая мировая держава, не хотят участвовать в организации такой структуры, целесообразность ее создания сводится к нулю. В таких условиях МУС может лишь играть роль инструмента политического давления на ту или иную страну, в том числе и Россию. Поэтому нашей стране, на наш взгляд, не стоит пока активизировать процесс ратификации соответствующих документов для участия в процессах МУС. 

Из жизни политиков

  По сообщению британской газеты “Бизнес” за 29/30 сентября 2002 г. (стр. 20), во время слушаний по делу “Иран-Контрас” некий американский сенатор допрашивал известного подполковника Оливера Нортона:
  “Это правда, что Вы недавно потратили почти $60 тыс. на систему сигнализации (домашней безопасности) для Вашего дома?” – спросил сенатор.
  “Да, сэр”, - ответил Нортон.
  “Вы не считаете, что это несколько чрезмерно?” – осведомился сенатор.
  “Нет, сэр”, - сказал Нортон. “Так как моей жизни и жизни моей семьи угрожали, сэр”.
  “Кто угрожал?”
  “Террорист, сэр”, - сказал Нортон.
  “Какой террорист мог Вас так испугать?”
  “Его имя Осама бен Ладен, сэр”.
  “Почему Вы так боитесь этого человека?” - спросил сенатор.
  “Потому что, сэр, это самый опасный и злой человек на земле, о котором я знаю”.
  “Что Вы бы рекомендовали нам сделать с ним?”
  “Если бы была моя воля, я бы рекомендовал отправить команду убийц для ликвидации его и его людей с лица нашей планеты”.
  Сенатор не согласился с этой идеей. Сенатора звали Альберт Гор, а на дворе был 1987 г.