Аспекты валютного регулирования

in Вестник РЭО №58, Банки, Денежно-кредитная система

На конец октября т.г. намечено заседание правительства России, посвященное проблемам валютного регулирования.
  На прошлой неделе в правительство был внесен законопроект “О валютном регулировании и валютном контроле”, подготовленный совместно Минфином РФ и Центробанком РФ. Документ, однако, не получил поддержки Минэкономразвития и спровоцировал резкую реакцию со стороны Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), имеющего собственный проект закона. Во внесенном документе предлагалось установление норматива обязательной продажи валютной выручки на уровне 35% вместо действующего ограничения на уровне 50%, однако принятие решений по дальнейшему его снижению поручалось ЦБ. Для проведения капитальных операций, согласно документу, также требовалось разрешение ЦБ, хотя первый зампред ЦБ О.Вьюгин и заявлял, что инвестиции сроком более одного года как из России, так и в Россию должны носить уведомительный характер, то есть быть практически свободными. Кроме того, Центробанку предоставлялось право требовать от инвесторов размещения 20% средств на беспроцентном депозите и вводить полугодовой мораторий на покупку валюты нерезидентами. На осуществление займа или предоставление кредита независимо от их условий также требовалось разрешение, а при сделках по импорту без обеспечения предусматривалось депонирование 50% стоимости ввозимого товара.

  Таким образом, внесенный проект был в некоторых пунктах даже жестче, чем существующее законодательство. Однако 10 октября на встрече с Президентом РФ В.Путиным министр финансов А.Кудрин озвучил более конструктивную позицию. В частности, сообщалось, что в конце текущего года “правительство готово приступить к новому этапу валютного регулирования и валютного контроля”. А.Кудрин объяснил, что это будет означать снятие “значительного количества разрешительных мер”. Согласно заявлению министра, в ближайшее время можно ожидать снятия части разрешительных операций ЦБ, их замены на уведомительные и разрешения проводить валютные операции как по текущим счетам, связанным, например, с торговлей, получением кредитов, так и по капитальным операциям, то есть в виде инвестирования средств. Юридические лица могут получить право без разрешительного порядка вкладывать в активы за рубежом до $75 тыс. А главное – разработанные правительством меры предусматривают “сокращение объемов обязательной валютной выручки с 50% до 30% на первом этапе”, а впоследствии “Центробанк сведет на ноль, то есть ликвидирует полностью, продажу валютной выручки, но с правом в каких-то ситуациях ввести регулирующие механизмы”.

  Вывод: Озвученные А.Кудриным инициативы, безусловно, вызывают положительную реакцию. Хотя со времени назначения нового руководства ЦБ весной т.г. неоднократно заявлялось о либерализации валютного регулирования и валютного контроля, и сообщалось о разработке новой редакции закона о валютном регулировании и валютном контроле, за прошедшее время никаких серьезных шагов в этой области предпринято не было. Остается надеяться, что выдвинутые предложения будут воплощены в жизнь. Нерешенность вопроса об отмене обязательной продажи валютной выручки отрицательно сказывается на экономике страны. Как уже неоднократно отмечалось в “Вестнике”, совершенно очевидно, что обязательная продажа валюты не имеет практически никакого экономического смысла и искажает нормальное функционирование рынка, стимулируя бегство капитала и способствуя инфляции, а существующие запреты на вывоз капитала обходятся. Центробанк объясняет наличие валютных ограничений необходимостью обладать инструментами для борьбы с вывозом капитала и угрозой обвала национальной валюты. Такая позиция не выдерживает критики. Борьба с оттоком капитала путем создания административных барьеров не имеет смысла. Необходимо применение экономических методов, создание в стране благоприятного инвестиционного климата. Для грамотного регулирования денежных процессов в экономике ЦБ должен сосредоточиться на кредитно-денежной политике, отказаться от чрезмерного валютного регулирования и передать функции по контролю другим органам, что также позволит сократить и сделать более эффективным гигантский и абсолютно неуправляемый аппарат Банка России.

  Что касается мер по снижению норматива обязательной продажи, то в законе можно было бы зафиксировать поэтапное (скажем, раз в квартал) снижение норматива на 5%. В целом же, обоснованным можно считать замечание президента о том, что закон должен быть настолько конкретным, чтобы не нуждаться в дополнительных постановлениях правительства и инструкциях ЦБ, хотя порой ЦБ обладает достаточными полномочиями для принятия конструктивных решений, но не достаточной волей.