Налогообложение сельхозпроизводителей

in Вестник РЭО №58, Налоги

По информации “Ведомостей” от 9 октября, Минэкономразвития предлагает внести существенные изменения в главу 26.1 Налогового Кодекса о системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Федеральный закон о введении системы единого налога для сельхозпроизводителей был принят Государственной Думой и подписан Президентом РФ в конце декабря 2001 г. в результате работы согласительной комиссии, доработавшей отклоненный ранее Советом Федерации документ. Согласно этой главе НК, новый налог должен вводиться в действие законом субъекта федерации, однако в настоящее время только в Краснодарском и Алтайском краях этот принцип был реализован.

  Уплата единого налога сельхозпроизводителями предусматривает замену для них совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате (платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль, налог с продаж), за исключением девяти видов налогов из 16-20 существующих (НДС, акцизов, платы за загрязнение окружающей природной среды и т.д.) Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализующие ее, при условии, что в общей выручке за предшествующий год доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70%. До перехода эти организации освобождаются от налога на прибыль. Организации индустриального типа (птицефабрики, зверофермы, тепличные хозяйства) не имеют права перехода на единый налог.

  Объектом налогообложения считаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и пользовании. Налоговой базой признается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий. Методика определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий устанавливается и утверждается Правительством РФ. Ставки исчисляются по следующей схеме: четверть обычных налогов, которые сельхозпроизводители должны были заплатить за предшествующий год, делится на общую площадь сельхозугодий (по данным кадастровой оценки). Сумма налога рассчитывается как произведение налоговой ставки и налоговой базы, в результате чего учитывается как площадь используемых земель, так и их качество. Налоговым периодом признается квартал. Законодательные органы субъектов РФ вправе повышать или понижать налоговую ставку не более чем на 25% для отдельных категорий налогоплательщиков. Сумма налога, уплачиваемая организациями, зачисляется на счета органов Федерального казначейства и затем распределяется по следующим нормативам: в федеральный бюджет - 30% от суммы налогов; в фонд социального страхования - 6,4%; в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты - 60%; в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2% и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4%.

  Предложенный Минэкономразвития подход к единому сельхозналогу в корне отличается от принятой схемы. МЭРТ предлагает изменить базу расчета налога - не с гектара земли, а по финансовым показателям: с разницы между доходами и расходами (то есть с прибыли) по ставке 6,5%. Кроме того, предполагается заменить срок налогового периода с квартала на год.

  Вывод: Существующая система налогообложения сельхозпроизводителей вызывает много вопросов. Наиболее очевидный – единый налог фактически таковым не является, так как составляет лишь половину обязательных платежей. Так что затраты предприятий на налоговую отчетность снижаются несущественно, тем более, что по закону “перевод на уплату налога не освобождает ...от обязанностей, установленных действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, по представлению в налоговые органы бухгалтерской и иной отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах”. Кроме того, определение объекта налогообложения отсекает от единого налога значительную часть владельцев и пользователей земли, так как значительная часть земель сельхозпредприятий находится в аренде у владельцев земельных долей, а не в собственности. Также неясно, почему ставка налога увеличивается на 35% для особо доходных хозяйств. Этот пункт обосновывается необходимостью пресечения попыток укрытия доходов от налогообложения из других сфер в сельском хозяйстве. Однако такая мера не будет препятствовать успешному развитию сельхозпроизводителей только в случае адекватной кадастровой оценки земель. Пока же в этой сфере много нерешенных проблем.

  Еще одной проблемой представляется частота взимания налога. Как известно, сельхозпредприятия получают доходы неравномерно в течение года, и платежи в первом полугодии могут представлять для них серьезные проблемы с последующими задержками выплат, а значит, штрафами и финансовыми потерями предприятий. Заметим, что только спешность принятия соответствующего законодательного документа может объяснить это очевидное упущение. То, что такой порядок нужно менять, признают все, причем существует масса решений по его изменению. Если уплата налогов раз в год по каким-то причинам неудобна, то можно использовать опыт отдельных экспериментальных районов, в которых годовая сумма налога взималась неравноценными долями каждый квартал.

  Также кажется необоснованным подход, согласно которому производители агропродукции, попавшие в категорию так называемых индустриальных предприятий, лишены по закону права переходить на сельхозналог. Это значит, что им придется в этом году заплатить налог на прибыль, в отличие от крупных агрофирм, которые включают в себя и птицефабрики, и теплицы, и производство зерна. Тем самым нарушаются условия конкуренции.
  То, что в действующей редакции закона налог берется с единицы земельной площади вне зависимости от финансового результата деятельности, было концептуальным ходом. Считалось, что это повлечет интенсификацию использования земли, так как собственникам придется либо активно использовать землю, либо отказываться от нее. Однако относительно подготовленной новой редакции многие опасаются, что разница между доходами и расходами у сельхозпроизводителей вполне может оказаться отрицательной и государство вообще ничего не получит.

  В целом же, среди самих сельхозпроизводителей нет единого мнения по поводу актуальности единого налога. Если будут разработаны ясные правила, устраняющие недостатки существующей системы, и появится продуманная политика в области налогообложения, то введение единого налога будет наполнено смыслом. Однако изменения в этой области было бы логично согласовывать с другим аспектом налоговой реформы – налогообложением малого бизнеса. Возможно, лучшим вариантом будет разработка единой системы для всех малых предприятий. Крупные же агрохолдинги вряд ли в этом нуждаются. Последнее соображение относится не только к рассматриваемой сфере, но и ко всей экономике: пока налоговая нагрузка такова, что предприятия по большей части вынуждены уклоняться от уплаты налогов, принципы построения системы имеют гораздо меньшее значение в смысле эффекта наполнения бюджета, чем налоговое администрирование.