Российско-украинский газотранспортный консорциум

in Вестник РЭО №58, Россия и мир, ТЭК

7 октября т.г. в Кишиневе, Молдова, были подписаны документы о создании российско-украинского газотранспортного консорциума. Премьер-министры М.Касьянов и А.Кинах подписали соглашение между правительством РФ и кабинетом министров Украины о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли, а председатель правления ОАО “Газпром” А.Миллер и председатель правления Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины” Ю.Бойко - договор о создании предприятия “Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины”.

  Напомним, принципиальная договоренность о начале диалога в этой сфере была достигнута на летней встрече глав государств, когда 9 июня в С.-Петербурге Президенты России и Украины В.Путин и Л.Кучма подписали совместное заявление о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере. На основе этого документа и было разработано правительственное соглашение. Создание на паритетных началах российско-украинского газового консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины и привлечение к его деятельности на основе консенсуса европейских партнеров было основным пунктом договоренностей. Уже 10 июня канцлер Германии Г.Шредер проявил заинтересованность в новом проекте. В качестве других потенциальных партнеров рассматриваются также Италия и Франция.

  Украинская газотранспортная система (ГТС) включает в себя 36,7 тыс. км магистральных газопроводов, 122 компрессорные станции, 13 подземных хранилищ газа емкостью более 30 млрд. куб. м, сообщает “Страна.Ru.”. Российский транзит через ГТС Украины составляет 120 млрд. куб. м ежегодно, причем четверть передается ей в качестве платы за эту услугу. Однако износ системы превышает 60%, и необходимость инвестиций очевидна. Планируется, что в результате сотрудничества России, Украины и европейских партнеров в рамках консорциума удастся привлечь в украинскую газотранспортную отрасль $2,5 млрд. на реконструкцию, а также около $15 млрд. на развитие в ближайшие 10 лет.
  Сообщается, что совместное предприятие будет зарегистрировано как юридическое лицо через месяц. К этому моменту должен быть наполнен уставный капитал консорциума в объеме, необходимом для первого этапа соглашения. Реализация проекта предполагает два этапа:

  Первый, так называемый прединвестиционный, этап продлится до 30 августа 2003 года, и потребует порядка $10 млн. В этот период должна быть проработана и детализирована концепция проекта, его технико-экономическое обоснование, бизнес-план, определены источники финансирования и направления развития. На этом же этапе предусматривается проведение оценки ГТС и проработка документов, которая должна позволить проекту действовать на протяжении как минимум 30 лет.
  На втором этапе реализации договора между “Газпромом” и украинским “Нафтогазом”, вероятно потребуется увеличение уставного капитала. Второй этап – инвестиционный, предполагающий реализацию разработанных планов, обеспечение устойчивой работы консорциума на длительный период. Головной офис консорциума расположится в Киеве, а само предприятие будет зарегистрировано в соответствии с украинским законодательством.

  Вывод: Осуществление вышеописанного проекта, на наш взгляд, выгодно всем сторонам: и России, как поставщику газа, который получает возможность контролировать использование топлива на территории Украины, и потребителям – Германии и другим странам ЕС, – так как они обеспечивают надежность поставок, и, конечно, Украине, чья ГТС привлекает иностранные инвестиции. Однако соглашения, подписанные в Кишиневе, не демонстрируют готовности сторон к реальной работе. За четыре месяца, прошедшие со времени подписания президентского заявления, партнеры не смогли согласовать ни одного принципиального момента: в соглашении не определены ни принципы деятельности, ни размер уставного капитала консорциума, ни порядок его формирования. Изначально предполагалась такая схема: Россия и Украина получат равные доли акций организуемого предприятия, а в дальнейшем они привлекут к участию в консорциуме европейские газовые компании за счет уступки Россией и Украиной одинакового процента из своих пакетов. Однако затем Украина начала настаивать на владении контрольным пакетом акций. Кроме того, она также отказалась от предложения включить в договор пункт о приоритетном праве “Газпрома” на приобретение акций ГТС в случае ее приватизации. В результате на саммите СНГ был подписан рамочный документ, конкретным наполнением которого займется специально созданная рабочая группа.

  Таким образом, до конца остается невыясненным главный вопрос о выгодности проекта для России? Учитывая отсутствие каких-либо позитивных сдвигов в работе по созданию газотранспортного консорциума, проект грозит так и остаться на бумаге и не дойти до реализации. Наши партнеры вновь пытаются оказать давление на Россию, пытаясь заставить идти на уступки в одностороннем порядке. В связи с этим позитивно воспринимаются заявления Президента В.Путина о том, что Россия будет сопричастна к этому проекту лишь на выгодных условиях, в противном же случае – будет развивать альтернативные пути транзита. На наш взгляд, альтернативу нужно искать в любом случае, диверсификация в этом вопросе также важна, как и в смысле расширения круга партнеров-конечных потребителей российской продукции, о чем шла речь на российско-американском энергетическом саммите в Хьюстоне. Имеет смысл разрабатывать пути и через Белоруссию, и по дну Балтики, запускать вторую очередь Балтийской трубопроводной системы, вне зависимости от успеха переговоров с Украиной. Однако стоит отметить, что несмотря на существующие проблемы, для России полноценные условия взаимодействия с Украиной стратегически важны, равно как и для Украины с Россией. Украина по-прежнему крупнейший внешнеторговый партнер России, ближайший сосед, с которым существуют многовековые исторические, культурные и духовные связи. Сейчас вновь создаются предпосылки для налаживания полноценных отношений между нашими странами. Хочется надеяться, что несмотря на сопротивление отдельных слоев украинского общества, у руководства Украины на этот раз хватит разума и мудрости не отвергать российское сотрудничество, так как оно принесет существенную пользу обеим странам, а не только России, как всегда декларировалось украинской стороной.