Вокруг Ирака

in Вестник РЭО №58, Россия и мир

10-11 октября премьер-министр Великобритании Т.Блэр побывал с кратким рабочим визитом в Москве. Деловая часть поездки началась в пятницу, 11 октября, когда состоялись переговоры британского премьера с Президентом РФ В.Путиным. На встрече главы государств обсуждали актуальные вопросы международной политики и двусторонних отношений. В частности, в ходе беседы Т.Блэр высказал мысль о том, что “при передвижении граждан России с одной территории России на другую должны учитываться их права”, а также выразил надежду, что решение калининградской проблемы будет найдено в недалеком будущем. Кроме того, лидеры государств отметили положительную тенденцию роста товарооборота между странами, который за год увеличился на 37%.

  Однако центральной темой переговоров стала иракская тематика. Как известно, именно во время визита в Москву главы Великобритании Сенат конгресса США подавляющим числом голосов проголосовал за резолюцию, разрешающую Президенту США Д.Бушу использовать национальные вооруженные силы против Ирака. Теперь принятие обеими палатами конгресса США резолюции по Ираку юридически дает право Д.Бушу в любой момент самому принимать решение и отдавать приказ о начале военных действий против Ирака, в случае, если он сочтет такие действия необходимыми. При этом указанный документ никак не увязывает право Буша на силовую акцию против Ирака с каким-либо решением СБ ООН. Однако для сохранения видимости законности действий США и их союзники, наиболее последовательным из которых является Великобритания, хотят добиться принятия также соответствующей резолюции СБ ООН. Суть этого “жесткого” варианта документа состоит в том, что любой член ООН автоматически получает право на военную операцию в Ираке в случае невыполнения иракским руководством требований международных инспекторов. Другой проект, гораздо более мягкий и не устраивающий США, предлагает Франция. Кроме указанных государств, постоянными членами СБ, обладающими правом вето, являются Россия и Китай; последний не демонстрирует активной позиции в иракском вопросе. Таким образом, для принятия выгодного США документа очень важно согласие России на неприменение права вето в процессе обсуждения, и британский премьер особенно не скрывал, что основной целью его визита было как раз достижение этого согласия.

  Однако, по-видимому, компромисс достигнут не был. На совместной пресс-конференции В.Путин заявил, что Россия не считает необходимым принимать дополнительные резолюции в рамках ООН по иракской проблеме. Президент отметил, что “...у России нет достоверных данных о наличии в Ираке ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Мы не получили от наших партнеров свидетельств существования такого оружия”, однако “чтобы обезопасить себя от опасений и исключить возможность производства в Ираке ОМУ, необходимо вернуть в эту страну наблюдателей”.

  Вывод: Будущее иракского государства становится предметом торга для более крупных стран, преследующих свои политические и экономические цели. Никого не волнует судьба иракского народа, гуманитарная ситуация и соблюдение в Ираке прав человека. США используют угрозу войны, чтобы отвлечь внимание от своих внутренних проблем, а также улучшить свое экономическое положение. Эксперты анализируют последствия военных действий с точки зрения стимулирования роста мировой экономики и изменения цен на нефть, доступ к которой стремятся обеспечить себе Соединенные Штаты. Показательно, что во время переговоров Т.Блэр счел нужным подчеркнуть, что “признает наличие законных экономических интересов России и других стран в Ираке”. Россия действительно имеет экономические интересы как в самом Ираке, так и на нефтяном рынке, который неизбежно будет дестабилизирован в случае начала операции. Начало военных действий также дестабилизирует ситуацию в регионе и в мире в целом. Кроме того, если следовать обвинениям американской администрации в отношении наличия у Ирака оружия массового поражения, то совершенно непредсказуемыми будут ответные действия иракских властей, в результате чего пострадает в первую очередь мирное население, не говоря уже об экологических последствиях ответных действий. Именно поэтому позиция России по Ираку должна быть тщательно взвешенной, призванной не допустить новой эскалации насилия в регионе. Вмешательство Соединенных Штатов во внутренние дела суверенных государств с позиции силы – очень опасный прецедент.