Активная внешнеполитическая позиция России

in Вестник РЭО №59, Россия и мир

Прошедшая неделя оказалась для российского руководства очень насыщенной в плане внешнеполитических контактов. Кроме главы японского МИД, Москву посетили делегации из Саудовской Аравии и Марокко. Визиты происходили на фоне продолжающейся дискуссии по иракской проблеме, и обе делегации выразили свою озабоченность этим вопросом. Кроме того, прозвучали совместные заявления о поддержке борьбы с терроризмом и стремлении к дипломатическому разрешению конфликтов на Ближнем Востоке. Однако основной упор на переговорах был сделан на экономическое сотрудничество.

  В состав делегации Саудовской Аравии входили как правительственные чиновники, так и бизнесмены. Возглавлял делегацию министр финансов и национальной экономики страны Ибрагим аль-Ассаф. Последний в качестве сопредседателя с российским министром энергетики И.Юсуфовым принял участие в состоявшемся 15 октября в Москве заседании Совместной российско-саудовской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Как сообщает пресс-служба Министерства энергетики РФ, в рамках заседания проводился бизнес-форум с участием руководителей ведущих компаний, фондов, банков, торгово-промышленных палат двух стран для рассмотрения вопросов расширения двусторонних экономических связей. Стороны обсудили перспективы двустороннего сотрудничества в области добычи и переработки нефти и газа, энергетики, сельского хозяйства, науки и технологий, космоса и связи, здравоохранения, безопасности, банковского дела и инвестиций, туризма и культурных связей. В ближайшее время планируется начать обсуждение конкретных проектов для реализации. Затрагивались также вопросы взаимодействия двух стран, на глобальных энергетических рынках, как крупнейших в мире экспортеров нефти. На форуме было принято заявление, в котором объявлено о решении участников форума создать в Москве и Эр-Рияде Российско-саудовский бизнес-форум, встречи которого будут отныне проводиться параллельно с заседаниями межправительственной комиссии. Для укрепления сотрудничества между странами в ближайшее время намечено согласование проектов соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций и избежании двойного налогообложения, а также упрощение процедуры выдачи виз представителям бизнеса. В области активизации инвестиционного сотрудничества российская сторона выразила заинтересованность в широком привлечении саудовских инвестиций в российскую экономику.

  Визит прибывшей 14 октября марокканской делегации был не менее плодотворным. 15 октября в Кремле состоялась встреча короля Марокко Мохаммеда VI, возглавлявшего делегацию, с Президентом РФ В.Путиным. По итогам переговоров была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между двумя странами, в которой выражается стремление сторон “активно содействовать установлению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке”. Помимо этого документа, в присутствии глав государств были подписаны пять межправительственных и межведомственных соглашений. Среди них:

·      рамочное соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленной пала- той России и Федерацией торговых палат Марокко;

·   меморандум о взаимопонимании между Российским авиационно-космическим агентством и Королевским Центром дистанционного зондирования Марокко относительно сотрудничества в области использования космического пространства в мирных целях;

·     межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи и информационных технологий;

·     межправительственное соглашение о безвизовых поездках по дипломати- ческим и служебным паспортам

·     межправительственное рамочное соглашение о сотрудничестве в области морского рыболовства, согласно которому марокканская сторона разрешает российским рыболовецким судам вести промысел некоторых видов рыб (ставриды, скумбрии и др.) в атлантической части исключительной экономической зоны Королевства Марокко.

Вывод: Активные внешнеполитические шаги российского руководства продолжают приносить плоды. Позитивна тенденция укрепления связей России не только с традиционными партнерами, но и с новыми странами. Если история российско-марокканских отношений достаточно богата, то тесного взаимодействия с Саудовской Аравией со стороны России прежде не наблюдалось. Нынешняя активизация взаимодействия с Саудовской Аравией связана, по нашему мнению, с текущим местом России в мировом экспорте нефти и появлением заинтересованности Соединенных Штатов в диверсификации источников энергоносителей за счет российской нефти. Кроме того, Россию объединяет с этими [Марокко и Саудовская Аравия] странами стремление к мирному разрешению иракского кризиса и нежелание поддерживать в Совете безопасности ООН агрессивную политику США в этом вопросе. Все это создает базу для развития двусторонних политических и экономических контактов. Деятельность в этом направлении, безусловно, должна быть продолжена. Необходим поиск новых партнеров не только на политической, но и на более прочной экономической основе. Кроме того, помимо углубления взаимодействия с традиционными партнерами, следует, на наш взгляд, восстанавливать утерянные за последнее десятилетие связи со странами, с которыми существовали налаженные контакты в бытность СССР.