Российско-японский диалог

in Вестник РЭО №59, Россия и мир

12-14 октября т.г. состоялся Москву посетила министр иностранных дел Японии Й.Кавагути. Целью визита главы японского МИД является подготовка визита премьер-министра Японии Д.Коидзуми в Россию 10 января 2003 г. К настоящему моменту стороны выразили намерение подготовить план действий – документ, который должен лечь в основу длительного взаимодействия двух стран. В рамках визита Й.Кавагути провела встрече со своим российским коллегой И.Ивановым. Кроме того, во время пребывания Й.Кавагути в Москве состоялось Шестое заседание российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, сопредседателями которой являются вице-премьер РФ В.Христенко и Й.Кавагути. На заседании обсуждались вопросы торгово-экономических отношений России и Японии в сфере энергетики, экологии, транспорта и туризма.

  14 октября министр иностранных дел Японии была принята в Кремле Президентом РФ. В.Путин с сожалением констатировал, что уровень экономического взаимодействия двух стран остается недостаточно высоким. Хотя Россия стремится к расширению сотрудничества с Японией по всем направлениям, в цифрах это стремление пока не выражается. Япония не входит даже в десятку крупнейших торговых партнеров РФ. Доля же России в общем товарообороте Японии составляет 0,6%, в экспорте - 0,18%, в импорте - 1,1%. По данным Минэкономразвития РФ, динамика товарооборота России и Японии характеризуется подъемом в период 1998-2000 гг. с $3,8 млрд. до $5,2 млрд., в 2001 г. зафискировано снижение до $4,6 млрд. За I полугодие т.г. товарооборот между Россией и Японией составил $1,86 млрд. при разнице экспорта-импорта в 3 раза. Основу российского экспорта составляют цветные и драгоценные металлы (41% стоимостного объема экспорта), морепродукты (27%), лесоматериалы (15%) и минеральное топливо (10%). В импорте из Японии преобладает машинно-техническая продукция: транспортные средства, дорожно-строительная техника, электробытовые товары, металлообрабатывающее оборудование, средства связи.

  Обеими сторонами выражается желание наращивать объемы сотрудничества. В частности, Й.Кавагути высказалась за “необходимость стремительного развития отношений с Россией, особенно с российским Дальним Востоком”. На фоне внутренних экономических проблем в Японии провоцируемая действиями США в отношении Ирака напряженность на рынке энергоносителей создает опасную для экономики Японии, импортирующей сырье, ситуацию. В связи с этим, Япония проявляет заинтересованность в совместных с Россией энергетических проектах, в частности, в освоении сахалинских нефтяных месторождений. Как сообщила “Интерфаксу” Й.Кавагути, японские компании намерены вложить около $9,5 млрд. в качестве инвестиций в проекты “Сахалин-1” и “Сахалин-2”. Из этой суммы уже вложено примерно $900 млн., что больше совокупного объема японских частных капиталовложений в экономику РФ, ныне составляющего $700 млн. Доля японских компаний в иностранном финансировании упомянутых проектов достигает, соответственно, 30 и 45%. Кроме того, существуют проекты создания энергомоста с Сахалина на Хоккайдо, обсуждается участие Японии в транспортном проекте соединения Транссибирской и Транскорейской магистралей, обсуждается возможность развития сотрудничества в сфере высоких технологий, в частности, в освоении космоса (использование российских ракетоносителей для запуска спутников). Все эти инициативы выгодны для России с точки зрения привлечения инвестиций и технологий.

  Вывод: Несмотря на географическое соседство и взаимную экономическую заинтересованность, качество двустороннего экономического взаимодействия пока оставляет желать лучшего. По мнению большинства экспертов, это положение обусловлено позицией японской стороны, которая продолжает увязывать осуществление экономических проектов с решением “курильского” вопроса. Японская сторона собирается поднимать вопрос территориального размежевания с Россией и в ходе предстоящего визита Д.Коидзуми, и на встрече российского президента с японским премьером в рамках саммита АТЭС в Мексике в конце октября т.г. Хотя на прошедших 12-14 октября переговорах вопрос Южных Курил не обсуждался, обе стороны сочли необходимым подтвердить приверженность своим принципам по этому вопросу.

  Стремление Японии к заключению мирного договора объяснимо – этим будет выполнено условие советско-японского соглашения 1956 г., согласно которому СССР обязывался передать Японии о. Шикотан и гряду Хабомаи. Для Японии это вопрос национальной гордости, который переходит от одного японского правительства к другому как эстафетная палочка. Однако для России в подписании мирного договора нет никакой необходимости. Совершенно очевидно, что это обернется непоправимыми последствиями для России, о чем мы подробно писали в “Вестнике” №27. В то же время глава российского МИД И.Иванов после переговоров с Й.Кавагути заявил, что Россия заинтересована в заключении с Японией мирного договора, а его отсутствие является препятствием на пути к более интенсивному развитию двустороннего сотрудничества. Такая позиция, на наш взгляд, глубоко ошибочна. Неверно утверждать, что для установления нормальных двусторонних взаимоотношений обязателен мирный договор. В международной практике достаточно случаев, когда послевоенное урегулирование обходилось без мирного договора. В частности, нет и не будет мирного соглашения с Германией, состояние войны с которой прекращено в одностороннем порядке Указом Президиума Верховного Совета СССР и соответствующими юридическими актами союзных держав. Сейчас же Германия является крупнейшим экономическим и внешнеполитическим партнером России, а диалог лидеров двух стран носит интенсивный характер. Вряд ли можно было бы (и нужно ли?) достичь такого результата, поставив главным условием нормализации двусторонних отношений возвращение утраченных территорий. Поэтому в основу укрепления нормальных добрососедских отношений России и Японией должен быть положен принцип незыблемости итогов Второй мировой войны, а экономическое сотрудничество не должно увязываться с политическими факторами.