Новый удар по малому бизнесу России

in Вестник РЭО №61, Малый бизнес

Речь пойдет о последних решениях Правительства Москвы, направленных на существенное увеличение арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, реализация которых может привести к закрытию большинство малых предприятий столицы. Русское экономическое общество решило разобраться в происходящем.

  Восстановим последовательность событий. 28 августа 2001 г. вышло Постановление Правительства Москвы (далее – ППМ) №778-ПП “Об утверждении Положения об установлении в особом порядке арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности Москвы”. В соответствии с этим документом, заинтересованным органам московского правительства было поручено разработать план мероприятий по осуществлению намеченного, подготовить категории арендаторов и способы определения арендной платы. Кроме того, согласно пункту 5 документа, “руководителям отраслевых органов исполнительной власти г. Москвы, префектам административных округов при подготовке предложений о поддержке категорий (групп) арендаторов объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, путем установления в особом порядке арендной платы за данные объекты, исходить из необходимости минимизации размера предоставляемых льгот”.

  В Приложении к ППМ №778-ПП содержится “Положение об установлении в особом порядке арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности г. Москвы”. Согласно пункту 1 Положения, “арендная плата за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности г. Москвы, в особом порядке устанавливается в целях реализации политики органов государственной власти Москвы по стимулированию:

·      деятельности учреждений и организаций, осуществляемой в интересах города и жителей Москвы, в том числе работающих с детьми, инвалидами;

·       развития сети учреждений и организаций, оказывающих медицинские услу- ги, доступные людям среднего и ниже среднего уровня доходов;

·      развития малого и среднего предпринимательства, прежде всего в областях инновационной деятельности, производства, бытового и социального обслуживания населения города;

·        реализации городских целевых программ Москвы”.

Преследуя цель “развития малого и среднего предпринимательства”, как изложено в вышеописанном Положении, московское правительство в реальности подготовило решения, реализация которых приведет к полному прекращению деятельности большего числа малых предприятий Москвы.
  Далее, 22 января 2002 г. выходит ППМ №68-ПП “Об итогах работы Комплекса по имущественно-земельным отношениям Правительства Москвы в 2001 г. по привлечению ресурсов в бюджет города и задачах Комплекса на 2002 г.” (с изменениями от 10 сентября 2002 г.), где в качестве Приложения 3 содержится “Методика расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности г. Москвы”.
  Таким образом, в документе приводится формула расчета арендной платы (для вновь заключаемых договоров с 1 июля 2002 г. и для действующих договоров аренды с 1 января 2003 года):

АПЛ = Азатр + Адох = (ОТ + НКЛР + СТР) + (ОЦ * S * Кд * Ккор),      (формула 1)

где:
  АПЛ – годовая величина арендной платы;
  Азатр – затратная составляющая арендной платы;
  Адох – доходная составляющая арендной платы;
  ОТ – отчисления на реновацию нежилого фонда;
  Величина ОТ определяется по формуле:
  ОТ = Синв * Кот
   где:
  Синв – инвентаризационная стоимость помещения (по данным БТИ, в ценах т.г.);
  Кот – коэффициент отчислений на реновацию, устанавливаемый нормативным актом г. Москвы на т.г. в пределах от 0,02 до 0,05. Сейчас – 2,5%, в соответствии с ППМ от 04.06.2002 №418-ПП, от инвентаризационной стоимости объекта аренды (в ценах т.г.);
  НКЛР – величина накладных расходов, состоящая из стоимости затрат собст- венника на оформление объекта для сдачи его в аренду (в ценах т.г.). Сейчас, согласно ППМ от 04.06.2002 №418-ПП, величина НКЛР в 2002-2003 гг. применяется в размере 50 руб. за 1 кв.м площади.
  СТР – величина страхового взноса за арендуемый объект (в ценах т.г.);
  ОЦ – оценка рыночной стоимости 1 кв.м арендуемого объекта;
  S – площадь арендуемого объекта;
  Кд – коэффициент доходности 1 кв.м аренды объекта. В настоящее время, сог- ласно ППМ от 04.06.2002 №418-ПП, на 2002-2003 гг. Кд 1 кв.м аренды объекта установлен в размере 15% годовых.
  Ккор – корректирующий коэффициент, отражающий степень прав арендатора в отношении арендуемого имущества.
  Исходя из анализа параметров формулы 1, видно, что основным элементом для определения размера арендной платы является значение Ккор. Первоначально рассчитывается размер арендной платы из расчета максимального значения Ккор (то есть 1), после чего определяется окончательная сумма, исходя из значения Ккор для данной категории арендатора (от 0 до 1).
  Необходимо отметить, что формула расчета арендной платы кардинально изменилась по сравнению с предшествующим вариантом, действующим по ранее заключенным договорам до 31 декабря 2002 г.:

Ап1 = [(Сб * Киз * Км * Кт * Кз * Кд * Кнж) * Кинф]/10          (формула 2)

Если Ап1 < Эр , то Ап1 = Эр
   Ап = Ап1 * S * (100 – Ск)/100
   Кнж = К6.1 + К6.2 + К6.3 + К6.4

где:
  Кб – базовый размер стоимости строительства 1 кв.м; Киз – коэффициент изно- са;  Км – качество строительных материалов; Кт – тип здания;
   Кз – территориальная зона; Кд – тип деятельности;
  Кнж – качество нежилого помещения; К6.1 , К6.2 , К6.3 , К6.4 – расположение помещения, степень технического обустройства, высота потолков в помещении, удобство коммерческого использования; Кинф – коэффициент инфляции; Эр – стоимость эксплуатационных расходов за 1 кв.м; S – площадь помещения; Ск – размер скидки.

  Исходя из анализа формулы 2, видно, что в ней учитывается множество существенных факторов (например, территориальная зона, расположенность относительно центра города, удобство коммерческого использования), которые по непонятным причинам отсутствуют в новом варианте формулы расчета арендной платы (формула 1). То есть сейчас, например, неважно помещение расположено в центре Москвы или на окраине – арендная плата одинакова.
  И, наконец, 24 сентября т.г. вышло ППМ №791-ПП “Об утверждении категорий арендаторов, которым арендная плата устанавливается в особом порядке”. В соответствии с этим документом, Правительство Москвы постановило утвердить на II полугодие 2002 г. для вновь заключаемых договоров аренды в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами г. Москвы и на 2003 г. перечень категорий арендаторов объектов нежилого фонда, находящихся в собственности г. Москвы, которым устанавливается ставка арендной платы в особом порядке.
  Анализируя упомянутый перечень, содержащийся в Приложении 1 к ППМ №791-ПП, становится очевидным то, что объектом существенного повышения арендной платы являются только субъекты малого предпринимательства, включенные в Реестр субъектов малого предпринимательства, и организации и предприятия-исполнители комплексных программ поддержки малого предпринимательства (Ккор=0,6). К субъектам малого предпринимательства, включенным в Реестр, относятся организации, занимающие объекты производственного и непроизводственного назначения, и субъекты ремесленничества. Для этих категорий арендаторов Ккор устанавливается в размере 0,5, 0,6 и 0,5 соответственно. Для всех же остальных категорий Ккор равен нулю, в том числе для предприятий бытового обслуживания, которые также отнесены к субъектам малого предпринимательства. Так в чем же здесь проявляется стимулирование малого и среднего предпринимательства?

  Анализ расчета арендной платы для различных районов Москвы, проведенным Русским экономическим обществом, показал, что введение корректирующего коэффициента на уровне 0,5 приводит к трехкратному увеличению арендной платы для малых предприятий, 0,6 - к четырехкратному увеличению. При Ккор=1 (для коммерческой категории арендаторов) размер арендной платы возрастет в 6 раз.

  Кроме того, впервые в нормативном акте не дается четкое определение базовой стоимости строительства 1 кв.м нежилой площади, являющейся одним из основным показателей при расчете размера арендной платы. Так, в пункте 22 ППМ от 4 июня 2002 г. N 418-ПП записано “установить на 2003 г. среднюю величину базового размера стоимости строительства одного квадратного метра нежилой площади для расчета ставок арендной платы, равную 14630 руб.” То есть, введено понятие некоей “средней величины” базового размера стоимости, причем границы этого среднего не уточняются. В итоге чиновники получают возможность для манипулирования конечным размером арендной платы.

  Таким образом, после введения таких мер, противоречащих ранее принятым документам в этой области на федеральном и региональном уровнях, говорить о стимулировании малого предпринимательства не приходится.
  В то же время, стоит напомнить, что 14 июня 1995 г. Госдумой РФ принят Федеральный закон №88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”, пункт 1 статьи 6 которого гласит: “Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

·    формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринима- тельства;

·    создание льготных условий использования субъектами малого предприни- мательства государственных финансовых, материально-технических... научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий”.

Согласно пункту 2 статьи 17 того же закона, “федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной субъектов РФ и органы местного самоуправления... содействуют в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства...”
  Та же информация о необходимости стимулирования малого бизнеса содержится в Законе г. Москвы от 28 июня 1995 г. №14.
  Кроме того, в конце января т.г. Правительство РФ подготовило Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 годы. В программе определены приоритеты государственной политики по поддержке малого предпринимательства. При этом важно отметить, что перераспределяются акценты господдержки малого предпринимательства. В частности, предполагается, что существенную поддержку малому бизнесу должны оказывать региональные власти, которые также будут нести ответственность за распределение налогов, поступивших от малых предпринимателей. В регионах также будут созданы фонды по поддержке малого предпринимательства.

  Согласно Распоряжению Правительства РФ от 10.07.2001 №910-р “О программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)”, “малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе страны, не только обеспечивая рост занятости и снижение социальной напряженности, но и являясь важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Развитие малого бизнеса повышает гибкость и адаптивность экономики, обеспечивает основу для формирования массового среднего класса”.
  Как сказал 15 мая 2002 г. в выступлении на пленарном заседании Госдумы в рамках “Правительственного часа” премьер-министр РФ М.Касьянов (по информации официального сайта Правительства РФ), “Правительство придает задаче развития малого бизнеса, безусловно, первостепенное значение. Ведь он не только повышает экономический рост, гибкость и эффективность экономики, сокращает безработицу, но и обеспечивает благоприятный социально-психологический климат, содействуя тем самым и консолидации всего общества”.

  Вывод: Несмотря на усилия, предпринимаемые российским руководством в сфере поддержки малого предпринимательства, региональные власти совершают шаги, подрывающие дальнейшее продвижение этого процесса. Подобные действия вполне можно считать саботажем против генеральной линии поведения федеральных властей в этом направлении. В дополнение ко всему вышесказанному, хочется добавить, что действия московского правительства по повышению арендной платы приведут к:

1)    Серьезному ухудшению положения малого предпринимательства в столице. Данная мера свидетельствует о том, что московские власти испытывают финансовые трудности и ищут дополнительные доходы. Однако 640 млн. руб. (примерно $20 млн.) не решат проблем города, но нанесут непоправимый удар по малому бизнесу. Повышение аренды в разы действительно неразумное предложение, так как шокирует малый бизнес и приведет к закрытию большинства малых предприятий. Не нужно забывать, что малый бизнес обеспечивает значительную часть занятости населения и относится к нему стоит бережнее.

2)     Росту арендной платы нежилых помещений, находящихся в собственности.

3)    Вытеснению малого бизнеса из арендуемых площадей, так как немногие из среды малого предпринимательства смогут оплатить аренду по новым расценкам.

На наш взгляд, повышение арендной платы до рыночного уровня необходимо, так как это исключит возможность предоставления недорогих муниципальных площадей за взятки и даст возможность городу получить необходимые поступления в бюджет. Но, во-первых, делать это нужно поэтапно и, во-вторых, создать реально действующую комплексную систему поощрения малого бизнеса. Речь идет о:

1)    предоставлении льгот по аренде уже занимаемых малыми предприятиями нежилых помещений;

2)    строительстве сети крупных офисных центров для малого бизнеса с невысо- кой арендной платой и оборудованных всем необходимым для начала бизнеса;

3)    критерием предоставления малым предприятиям дешевых помещений мог- ла бы быть налоговая дисциплина организаций и/или размер фонда оплаты труда. При этом снижение уровня арендной платы компенсируется большими налоговыми поступлениями.

Примечательно, что еще 12 марта т.г., о чем сообщала “Газета.Ru”, мэр Москвы Ю.Лужков на заседании Правительства Москвы заявил о необходимости открытия в столице сети так называемых “магазинов на углу” с ограниченным ассортиментом товаров (хлеб, бакалея, молочные продукты, мясо), чтобы любой житель столицы, по словам мэра, смог пешком дойти до такого магазина, работающего с 7 утра до 11 вечера, и купить продукты по весьма доступным ценам. Необходимость открытия таких магазинов Ю.Лужков объяснил тем, что большая часть продуктовых магазинов скуплена или арендована крупными сетями продаж мебели, бытовой техники, автозапчастей и т. п. Возникшие сетевые продуктовые центры отличаются “недружественными” ценами, да и расположены не на каждом углу.

  Таким образом, с одной стороны, мэр Москвы Ю.Лужков заявляет о необходимости открытия небольших магазинов в каждом доме, а с другой стороны реальными шагами препятствует этому.

  В завершении хочется отметить, что суть малого предпринимательства состоит в том, что каждому человеку предоставляется возможность создать себе рабочее место. Причем чаще всего не только себе, но и нескольким десяткам людей. Реализация же последних решений Правительства Москвы в области арендной платы разрушает саму идею малого предпринимательства и приведет к резкому росту безработицы.
  В случае если описываемые решения вступят в силу (а этому, к сожалению, пока ничего не угрожает), пример Москвы вполне может спровоцировать аналогичные процессы в других субъектах РФ для пополнения бюджетов соответствующих уровней за счет ущемления интересов малого бизнеса. Этого ни в коем случае допустить нельзя.