Поправки к закону о рынке ценных бумаг

in Вестник РЭО №61, Законы

21 октября т.г. Президент РФ В.Путин наложил вето на поправки в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”. Указанные поправки были приняты Госдумой 13 сентября и одобрены Советом Федерации 25 сентября т.г. В.Путин направил письмо на имя председателя Госдумы с заключением по поводу данного документа, в котором сообщается, что проект нуждается в серьезной доработке.

  Не весь комплекс поправок вызвал замечания – новые требования к деятельности фондовых бирж, безусловно, обоснованны. В частности, на биржу возлагается ответственность по контролю над случаями использования служебной информации, манипулирования ценами и за соблюдением участниками торгов требований законодательства России.

  Однако жесткой оценкой документа президент поставил под сомнение многие уже воплощенные в нормативных актах ФКЦБ инициативы и поддержал оппонентов ФКЦБ, например, встав на сторону МАП в борьбе за право регулировать срочный рынок.
  По мнению президента, поправки существенно и неоправданно расширяют предмет регулирования закона о рынке ценных бумаг и полномочия Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ). Например, комиссии дается право своим решением расширять определенные федеральным законом перечни документов, предоставляемых для госрегистрации выпуска и отчета об итогах эмиссионных ценных бумаг, а также утверждать перечень ценных бумаг, являющихся предметом маржинальных сделок. В президентском заключении отмечается, что таким образом “права сторон договора [брокера и клиента] будут ограничиваться на основании акта федерального органа исполнительной власти, что противоречит Конституции и Гражданскому кодексу РФ”. Кроме этого, указывается на еще целый ряд противоречий с Основным законом и федеральным законодательством. В частности, незаконной является норма, по которой регистрирующие органы, осуществляющие госрегистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг, определяются ФКЦБ. Также ущемляют права граждан ограничение на обращение владельца ценных бумаг в суд с иском о возмещении ущерба, предоставление ФКЦБ права определять требования к ценным бумагам, подлежащим обязательному допуску к листингу, что фактически закрепляет за комиссией “функцию по отбору эмитентов, ценные бумаги которых могут обращаться на организованном рынке”. Дополнительная доработка требуется и положениям закона, касающимся деятельности финансового консультанта, а также пунктам, касающимся иностранных эмитентов.

  Важным замечанием является высказанное в письме мнение относительно обращения производных ценных бумаг. Президент считает, что с учетом специфики производных финансовых инструментов их регулирование необходимо прописать в отдельном законе.
  К производным инструментам относятся любые ценные бумаги, цена которых внутренне зависит от цены другой ценной бумаги, в частности, фьючерсные и форвардные контракты, опционы, варранты. Если целью функционирования рынка эмиссионных ценных бумаг (акции, облигации) является обеспечение механизма привлечения инвестиций, то производные инструменты более сложны, чем простые инвестиционные продукты. Главное предназначение этих ценных бумаг — их использование в качестве инструментов для страхования и содействие зарубежным инвесторам в покупке и торговле ценными бумагами в случае наличия каких-то ограничений на их деятельность. Эти продукты могут использоваться для избежания риска для капитала в связи с валютой исходного эмитента или для хеджирования. Кроме того, расходы на заключение сделок с такими продуктами ниже, а рынки, как правило, более ликвидны, чем по соответствующим базовым активам. Это чисто профессиональный рынок, а эффект финансового рычага от использования этих инструментов создает широкие возможности для спекулятивных операций.

  Вывод: Производные ценные бумаги являются важным инструментом функционирования рынка ценных бумаг, что на данный момент, к сожалению, никак не отражено в законодательстве. В законе 1996 г. “О рынке ценных бумаг” указано, что он регулирует обращение только эмиссионных ценных бумаг, понятие производных финансовых инструментов в федеральном законодательстве вообще отсутствует. В целом, законодательная база, регулирующая финансовые операции на рынке ценных бумаг, в России чрезвычайно слаба, и понятно, что в таких условиях органы госрегулирования вынуждены разрабатывать собственные инструкции, чтобы заполнить юридический вакуум. Однако такая ситуация должна стимулировать российских законодателей не только быстро, но и качественно исполнять свои обязанности, чего на данный момент не наблюдается. Существует масса юридических претензий к качеству принимаемых законов, в результате перед и без того неразвитым российским фондовым рынком встают еще и юридические преграды.

  Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности развития рынка ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту. На наш взгляд, для достижения этой цели необходимо принятие незамедлительных мер по созданию цельной структуры законодательства в области регулирования финансовых операций на рынке ценных бумаг. На его основе должен действовать единый регулирующий орган - ФКЦБ, обладающий всеми необходимыми полномочиями и не испытывающий давления со стороны других госструктур.