Новый Таможенный кодекс РФ

in Вестник РЭО №62, Внешняя торговля

К 5 декабря Госдума РФ надеется закончить дискуссии по новому Таможенному кодексу РФ, а к 25-му – вынести его на обсуждение палаты. Об этом заявил 31 октября заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы В.Драганов, выступая на круглом столе “Таможенный фактор в развитии российского бизнеса”.
  В настоящее время законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Таможенного Кодекса, принятого Верховным Советом РФ в 1993 г., Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе”, а также огромного количества иных нормативных актов. Ясно, что эта законодательная база является чрезвычайно сложной и устаревшей, поэтому в 1999 г. Госдумой была принята в первом чтении новая редакция Таможенного кодекса, которая должна была определить новые принципы организации таможенного дела, обязанности, права и полномочия органов таможенного контроля и участников внешнеэкономической деятельности. Однако ко второму чтению в Думу было внесено два варианта поправок – правительственный и инициативный, предложенный депутатом В.Драгановым, что затормозило подготовку документа ко второму чтению. Обсуждение проекта идет активно, но заинтересованные стороны – Государственный таможенный комитет (ГТК), депутаты и представители бизнеса – имеют настолько разные подходы к проблеме, что возникла идея принимать кодекс по частям, как это уже было с Налоговым Кодексом РФ. Все разработчики кодекса согласны, что новый документ должен быть транспарентным, отвечать международным нормам, упрощать и облегчать прохождение таможенных процедур участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), создавая благоприятные условия для их деятельности. Члены Экспертного совета по подготовке кодекса предлагают следующие критерии, которым должен отвечать законопроект Таможенного кодекса России: упрощение, дебюрократизация, либерализация, гражданский контроль, ограничение вмешательства в работу участников ВЭД, равенство всех участников при перемещении товаров, полнота собираемости платежей, гарантии их возврата, исключение злоупотреблений. Основные противоречия, возникшие между экспертами, касаются разделов, затрагивающих полномочия таможенных органов, прав импортеров и экспортеров, а также лицензирования околотаможенной сферы услуг: складов временного хранения, таможенных брокеров и перевозчиков.

  Либерализация таможенного контроля понимается экспертами по-разному. Проект, предложенный В.Драгановым, рассматривает таможенное регулирование как конституционно-правовую норму, его предметом определяется свободное перемещение товаров через границу, документ содержит подробное описание прав и обязанностей лиц и механизмов их правовой защиты. Предлагается четко определить полномочия таможенных органов и ответственность за нарушение ими прав бизнесменов, сократить срок таможенного оформления товаров с десяти суток до одних с возможностью продления до трех с письменным уведомлением о причинах продления срока выпуска. Также предусматривается исключительно судебное решение дел о нарушении таможенных правил, отмена лицензирования околотаможенной инфраструктуры ГТК или передача этих полномочий другому ведомству, бесплатное информирование и консультирование участников ВЭД сотрудниками ГТК. Таможенный орган лишается права запрашивать у бизнесмена дополнительные документы, не входящие в список обязательных для предъявления. Кроме того, предлагается новая схема прохождения таможенного контроля: если сейчас декларирование и оформление товара происходит при ввозе и осуществляется тщательная проверка перевозимых товаров на границе, то при новом варианте вводится предварительное декларирование и выборочная проверка уже после ввоза. Руководство ГТК соглашается с тем, что необходимы изменения в работе их ведомства и заявляет, что на первом месте для таможенников должно стоять содействие торговле, на втором – пополнение бюджета и лишь на третьем – исполнение контрольных функций. Однако против реального ограничения своих полномочий, например, в области лицензирования, или установления реальной ответственности за собственные неправомерные действия сотрудники ГТК возражают.

  В результате, судя по интервью В.Драганова, на обсуждение Госдумы будет вынесен компромиссный законопроект. Так, предусмотрено сохранение лицензий на отдельные виды таможенной деятельности, но в законе прописываются исчерпывающие критерии права и ответственности таким образом, чтобы получение лицензии не становилось средством давления на бизнес. Решение спорных вопросов передается суду; в период судебных разбирательств, введения санкций в таможне или возбуждения административных или уголовных дел хозяйственная деятельность предприятия не приостанавливаться. К тому же участники обсуждения декларируют намерение сделать кодекс законом прямого действия.

  Вывод: Запутанность российского таможенного законодательства отмечается как одно из самых серьезных препятствий для развития экономической деятельности и привлечения инвестиций как отечественными предпринимателями, так и зарубежными партнерами. Для стимулирования экономического роста принципиально скорейшее введение качественного таможенного законодательства. Таможенный кодекс, как известно, является отражением таможенной политики, важнейшим инструментом которой должен быть таможенный тариф. Согласно Налоговому Кодексу РФ, именно одна из его еще не принятых глав должна заменить существующий закон о таможенном тарифе. Логично было бы в первую очередь определить этот элемент таможенной политики, и уже потом обсуждать Таможенный Кодекс.
  Что же касается рассматриваемого проекта, то на наш взгляд, важны следующие соображения:

1)    В первую очередь, Кодекс должен исчерпывающе определять правила деятельности всех участников, не допускать различных толкований, быть законом прямого действия. Для большинства игроков важны не преференции (в смысле обсуждаемого “зеленого коридора”), а простые, ясные и общие для всех правила.

2)    Необходимо устранение ненужных препятствий для свободного торгового обмена. Безусловно, импортеры и экспортеры должны быстро и бесплатно получать всю необходимую информацию, услуги околотаможенной инфраструктуры должны быть качественными и максимально доступными, вмешательство ГТК в бизнес и ведение им собственного бизнеса недопустимо и должно строго преследоваться.

3)    При этом ГТК не должен лишаться возможности выполнять свои функции. Введение постконтроля вряд ли возможно при нынешнем уровне дисциплины участников ВЭД, распространенности “серых схем”, например, возвращения НДС, и массовом занижении стоимости импорта. Однако если эти эффекты будут устранены при введении нового таможенного тарифа, то, по-видимому, работа таможенных органов преимущественно на основе оценки рисков и постаудита (разбора действий представителей таможни и участников ВЭД после завершения операций по растаможиванию) станет возможной.