Реформа системы оплаты труда работников бюджетной сферы

in Вестник РЭО №62, Реформы

6 ноября т.г. состоялось заседание правительства, на котором были одобрены основные принципы концепции реформы системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Председатель правительства РФ М.Касьянов выступил за отказ от начисления зарплаты бюджетникам на основании Единой тарифной сетки (ЕТС), заменив ее оплатой труда на основе отраслевых систем. Проект соответствующей реформы был представлен министром труда и социального развития А.Починком. По итогам заседания Министерствам труда и финансов было поручено доработать документы и передать их на рассмотрение в субъекты Российской Федерации. А.Починок высказал мнение, что весь пакет документов, который включает законопроект, устанавливающий минимум оплаты труда, а также ряд постановлений правительства, будет подготовлен к концу т.г. Переход к новой системе предлагается осуществлять одновременно с повышением зарплаты бюджетников, запланированным на 1 октября 2003 г. Однако остается неясным, заложены ли расходы на этот процесс в бюджете-2003? Минфин утверждает, что средств на реформу нет, однако, по-видимому, Минтруда предполагает использовать деньги, выделенные на повышение зарплаты, таким образом, чтобы не индексировать все выплаты на 33%, а распределять их в соответствии с новыми нормативами, в результате чего заработная плата будет повышаться не равномерно, а уже с учетом отраслевой специфики.

  На данный момент 15 млн. российских граждан являются работниками бюджетной сферы, причем в основном в четырех отраслях: образовании, здравоохранении, культуре и искусстве, а также науке. Они получают заработную плату в соответствии с ЕТС, утвержденной в августе 1992 г. и состоящей из 18 разрядов, самый низший из которых предусматривает зарплату в 450 рублей при величине прожиточного минимума (на третий квартал 2002 г.) в 1817 рублей в месяц на душу населения. При этом ЕТС не учитывает специфики профессий. Минтруда прелагает разработать разные тарифные сетки для разных отраслей, всего от 16 до 40. Предлагается три основных критерия, от которых будет зависеть величина оплаты труда: место работы, профессиональный стаж и занимаемая должность.

  Кроме того, концепция предполагает, что федеральный центр передает решение вопроса об уровне зарплаты в субъекты Федерации, устанавливая на общероссийском уровне лишь величину МРОТ и наделяя региональные и муниципальные власти правом вводить местные системы оплаты труда, исходя из своих финансовых возможностей.

  Вывод: Практически никто не оспаривает мнение, что ЕТС является слишком неповоротливым инструментом регулирования системы оплаты труда и нуждается в замене. Отраслевые сетки могут частично решить проблему соответствия оплаты труда усилиям, затрачиваемым работником. Но критерии деления по разрядам внутри сеток вызывают вопросы. ЕТС учитывает квалификацию работника, пусть и чисто номинально. Из новой системы этот фактор исключается вообще. На наш взгляд, это неправомерно и ведет к уменьшению и без того слабой мотивации к повышению профессионального уровня работников бюджетной сферы.

  Идея учитывать при установлении заработной платы региональные факторы также достаточно логична. Стоимость жизни в разных регионах страны отличатся очень существенно. Ясно, что оплата труда должна зависеть от региона. Однако, на наш взгляд, совершенно не обоснована передача этой функции на местный уровень. Определение уровня зарплаты должно быть инструментом государственной политики, регулирующим миграцию населения по территории страны. Например, проблема снижения численности населения в северных регионах должна решаться федеральными властями, в том числе, с помощью учета особых условий жизни и величины прожиточного минимума в субъекте федерации. К тому же по предложенному проекту опять получается, что федеральный центр определяет обязательства регионов, не предусматривая достаточной компенсации для их выполнения. Таким образом, решение этого вопроса должно быть найдено в рамках межбюджетных отношений, проблемой которых сейчас активно занимается соответствующая комиссия при Администрации Президента РФ.
  В целом же, новая система оплаты не решает основной проблемы российской бюджетной сферы – нехватки средств, благодаря которой работники этой сферы не получают должной компенсации за свой труд.