Эффективность управления финансовым резервом России

in Вестник РЭО №63, Бюджет

Объем финансового резерва на 1 октября 2002 г, согласно утоненным данным, составил 96,4 млрд. руб., передает “ПРАЙМ-ТАСС” со ссылкой на источник в Минфине РФ. На 1 июля 2002 г. объем финансового резерва составлял 49,1 млрд. руб., а на 1 апреля 2002 г. – 47,6 млрд. руб.
  Согласно закону о бюджете на 2002 г. финансовый резерв планировалось сформировать в объеме 197,4 млрд. руб. Однако, как ранее заявил вице-премьер, министр финансов РФ А.Кудрин, этого объема удастся достичь лишь в случае реализации пакета акций ОАО “Лукойл” на международных рынках в размере 5,9% и размещения российских еврооблигаций в объеме $1,5 млрд. В то же время Правительство РФ запланировало продажу 75% акций НК “Славнефть” на декабрь 2002 г., поступления от которых могут достичь $2 млрд., что будет также способствовать формированию финансового резерва для выплат по внешним долгам в 2003 г.

  Вывод: Статус финансового резерва России, к сожалению, по-прежнему не определен законодательно. В этой связи пока сложно говорить об эффективности управления данным финансовым ресурсом, так как целевой характер расходования средств финансового резерва может изменяться. Текущая ситуация с финансовым резервом принципиально ничего не меняет, так как финансовый резерв фактически является частью бюджета. В этих условиях правительство вольно распоряжаться им по-своему усмотрению вплоть до покрытия дефицита федерального бюджета. К слову сказать, последнее уже предусмотрено Постановлением Правительства РФ №322 “О порядке управления средствами финансового резерва России”, который создается в бюджете страны, подписанного премьер-министром М.Касьяновым 20 мая т.г.

  Как мы уже писали в “Вестнике” №40, для того, чтобы этот инструмент реально заработал, необходима четкая и жестко закрепленная законодательно процедура по направлениям использования средств резерва и его статусу. Процесс использования средств финансового резерва должен быть прописан в Бюджетном Кодекса РФ. Финансовый резерв должен иметь независимый внебюджетный статус, все операции с этими средствами должны быть абсолютно прозрачными, целей, на которые может быть использован резерв, должно быть как можно меньше. Таковыми могут быть:

1)   Погашение внешнего долга.

2)  Непредвиденные социальные проблемы (например, восполнение средств Пенсионного фонда РФ).

3)  Чрезвычайные ситуации в стране.

Финансовый резерв в любом случае будет находиться в ведении правительства, однако распоряжение им должно осуществляться только с разрешения президента. При этом президент принимает решение о направлении средств резерва также по согласованию с правительством. Целевой же характер использования средств финансового резерва должен контролироваться Счетной палатой РФ.