Завершение уборки урожая и зерновые интервенции

in Вестник РЭО №64, Сельское хозяйство

18 ноября т.г. Госкомстат РФ опубликовал отчет о завершении уборки урожая. Согласно опубликованным данным, к началу ноября т.г. практически закончилась уборка зерновых культур (без кукурузы), картофеля и овощей, завершается уборка технических культур. В хозяйствах всех категорий (сельхозорганизации, фермеры, население), по расчетам, намолочено 92,6 млн. тонн зерна в первоначально-оприходованном весе, 2,7 млн. тонн подсолнечника, накопано 12,5 млн. тонн сахарной свеклы (фабричной), 31,9 млн. тонн картофеля, собрано 12,0 млн. тонн овощей. По сравнению с аналогичным периодом 2001 г. зерна собрано больше на 1,0%, подсолнечника – на 26,2%, сахарной свеклы – меньше на 9,4%, картофеля – на 8,5%, овощей собрано на 7,6% меньше.

  Таким образом, страна второй год подряд сталкивается с небывалым, рекордным урожаем зерновых. В нормальной экономической ситуации это должно привести к резкому росту АПК, увеличению доходов сельхозпроизводителей и притоку инвестиций в отрасль. Вместо этого потребовались экстренные меры для спасения отечественных фермеров и сельхозорганизаций от перепроизводства и связанного с ним падения цен на зерно, начавшегося уже с июня. В августе т.г. в южных районах сложилась критическая ситуация: крестьяне были вынуждены продавать зерно вдвое ниже себестоимости. Для возврата взятых кредитов сельхозпроизводители отдавали зерно посредникам по чрезвычайно низким ценам, а также непосредственно расплачивались своей продукцией за электроэнергию и ГСМ, что, безусловно, сказалось на данных о доле неденежных расчетов в стране и повлекло расширение количества бартерных операций в III квартале т.г. Последнее вызвало обеспокоенность у правительства, так как известно, что бартер является индикатором отсутствия денег у предприятий, означает сокращение инвестиций и налоговых поступлений в бюджет, обладает также свойством к саморасширению и захвату все новых предприятий и отраслей.

  Однако с вмешательством в ситуацию правительство не слишком торопилось. Представители зернового бизнеса обращались к премьер-министру М.Касьянову с просьбой о содействии еще в конце июля, а первое заседание правительства, на котором обсуждались вопросы развития зернового производства и стабилизации зернового рынка в России, состоялось только 19 сентября. В результате было принято решение о проведении закупочных интервенций, которое нашло отражение в постановлении Правительства РФ от 11 октября 2002 г. В нем, в частности, говорится, что проведение в 2002-2003 гг. государственных закупочных интервенций в отношении зерна урожая 2002 г., произведенного на территории Российской Федерации, признано необходимым в целях поддержки российских сельскохозяйственных товаропроизводителей и регулирования рынка зерна. Организация и проведение интервенций, а также размещение запасов интервенционного фонда зерна на хранение поручено осуществить ГУП “Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка” при Минсельхозе РФ за счет привлечения кредитов Сбербанка РФ в размере до 6 млрд. рублей. Эти средства должны быть потрачены на закупку зерна у отечественных сельхозпроизводителей по нижеследующим ценам:

·        на мягкую продовольственную пшеницу 3-го класса - в размере 2300 руб. за тонну;

·        на мягкую продовольственную пшеницу 4-го класса - в размере 1800 руб. за тонну;

·       на продовольственную рожь группы “А” - в размере 1400 руб. за тонну.

Условия торгов также строго определены. Срок поставки проданного зерна на уполномоченный элеватор – не позднее 90 дней с момента заключения договора поставки. Победителем биржевых торгов признается участник торгов, предложивший наименьшую цену при условии выполнения обязанности по доставке и размещению товара на элеваторе, сушке, подработке и уплате страховой премии. К участию в биржевых торгах допускаются сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные на территории РФ, прошедшие аккредитацию и подавшие заявку на участие. Условием участия является внесение задатка в размере 29 рублей за каждую заявленную тонну зерна. Срок внесения задатка не позднее 2-х банковских дней до даты аккредитации участника.
  Для проведения интервенций были определены семь биржевых площадок в разных регионах страны, и 13 ноября интервенции начались. По итогам семи дней торгов организаторы говорят об успехе акции. К 22 ноября было закуплено 758500 тонн зерна на сумму 1585872000 руб., планируется продолжать интервенции до конца декабря. Для сравнения, на первых интервенционных торгах в ноябре 2001 г. было куплено всего 250200 тонн продовольственной пшеницы 3-го класса за 675 млн. руб.

  Вывод: Позитивно, что государство начало принимать меры для поддержки сельского хозяйства. Однако несвоевременность и неэффективность реакции правительства на кризис в отечественном АПК удивительна. Единственный инструмент, используемый для регулирования (то есть закупочные интервенции) может принести пользу при правильном определении соотношения основных факторов: времени их проведения и цены. Эта акция могла бы принести пользу в августе, когда крестьяне остро нуждались в средствах и были вынуждены уступать продукцию по 600-800 руб. за тонну. Теперь же зерно закупается в основном у посредников, которые за государственный счет получают немалую прибыль (более 1000 руб. с тонны). Ограничения на участие в торгах легко обходится с помощью покупки небольшого сельхозпредприятия. Отметим, что само малое предприятие не имеет возможности принимать участия в торгах из-за высоких затрат на задаток, страхование, транспортировку, а особенно из-за больших объемов минимальной партии. Крупных же производителей, которые сумели сохранить зерно до интервенций, не устраивают цены, по которым государство предлагает им продавать зерно. Они практически не превышают сложившиеся на данный момент во многих регионах рыночные цены, таким образом, никакого регулирования не происходит. Фермеры указывают, что два года назад пшеница 3-го класса стоила 3000 руб., и только этот уровень позволял сохранять рентабельность производства. Кроме того, они опасаются, что закупленное сейчас зерно будет продано весной, что еще раз собьет цены.

  Кроме закупочных интервенций больше никаких мер со стороны правительства не реализовано. По-прежнему сохраняется проблема с экспортом. С одной стороны, такие крупные импортеры российского зерна, как ЕС, ввели квоты на экспорт, предоставив преференции конкурентам российских производителей из Канады и США. Правительство же РФ не смогло защитить интересы своих товаропроизводителей, и теперь им приходится искать других партнеров. С другой, сохраняются проблемы с портовой инфраструктурой. Российские порты приспособлены в основном для импорта зерна, например, на Дальнем Востоке ни один порт не имеет механизма перевалки на экспорт. При этом стоимость перевалочного терминала, рассчитанного на 10 млн. тонн зерна, составляет примерно $100 млн., или чуть больше половины объема средств, выделенных на интервенции. А затраты на углубление фарватеров в Азовско-Донском канале и в реке Дон, чтобы туда могли заходить крупнотоннажные суда, что может значительно облегчить экспорт с юга России, составляют всего 159,9 млн. руб. Возникает вопрос: почему государство тратит деньги на закупки 3 млн. тонн зерна вместо того, чтобы вложить их в портовое хозяйство и экспортировать в три раза больше на протяжении многих лет и получать на этом доходы? Можно возразить, что на это нужно слишком много времени, а меры необходимо было принимать немедленно (чего все равно сделано не было). Однако ситуация повторяется второй год подряд, а никаких изменений все равно не происходит. Возможно, это отчасти связано с низким прогнозом урожая-2002. Ошибка Минсельхоза почти в 20 млн. тонн, конечно, отрицательно сказалась на положении крестьян. Не улучшает его и несоответствие национальных стандартов качества зерна международным.

  Кроме того, перед российским сельским хозяйством остро стоит проблема низкого внутреннего спроса. Это связано с тяжелым положением в животноводстве, которое сейчас потребляет вдвое меньше зерна, чем в начале 90-х из-за сокращения поголовья. В тоже время, продукция животноводства активно импортируется, в основном, из стран дальнего зарубежья. Так, по сообщению пресс-службы Гостаможкомитета РФ, только за 9 месяцев 2002 г. Россия увеличила импорт мяса на 33,5%.

  Все вышеперечисленные факторы требуют активного и грамотного вмешательства государства для исправления ситуации, сложившейся в отечественном АПК. Если же этого не произойдет, то эффект может быть получен совсем скоро – уже появились сообщения о сокращении посевного клина под зерно озимой пшеницы. Отсутствие действий со стороны правительства может привести к ликвидации одной из реальных “точек роста” экономики.