Реформирование Вооруженных сил РФ

in Вестник РЭО №64, Реформы

21 ноября на заседании Правительства РФ обсуждался вопрос о ходе реализации военной реформы. Как заявил премьер-министр РФ М.Касьянов, открывая заседание, главной задачей военной реформы в России является переход российской армии на контрактную основу. Кроме того, еще одной важнейшей задачей в ходе реформирования армии, по словам М.Касьянова, станет создание “унифицированно сопряженной системы тылового обеспечения”.
  Согласно проекту военной реформы, разработанному Минобороны РФ, реформу предлагается провести в три этапа. Об этом говорилось в материалах Минобороны, представленных к заседанию правительства.

  Как сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”, на первом, подготовительном, этапе предполагается провести практический эксперимент на базе 76-й псковской дивизии ВДВ, а также разработать федеральную целевую программу по переходу на комплектование вооруженных сил преимущественно контрактниками. По словам министра обороны С.Иванова, в приоритетном порядке на контрактную основу в ближайшие четыре года будут переведены части постоянной боевой готовности сухопутных, воздушно-десантных войск и морской пехоты (в общей сложности 166 тыс. военнослужащих). Речь здесь идет о 92 подразделениях постоянной готовности, которые, по мнению министра, послужат основой профессиональной армии России.

  На втором, исполнительном, этапе, с 2004 по 2011 гг. предполагается осуществлять планомерное наращивание числа воинских частей, укомплектованных контрактниками. При этом доля контрактников от численности сержантов и солдат возрастет до 50-60%, что позволит сократить срок воинской службы по призыву до 1,5 лет.

  На завершающем этапе реформы, после 2011 г. вооруженные силы должны перейти на полное комплектование контрактниками, но при этом срок военной службы по призыву может сократиться до 6 месяцев.
  По итогам заседания правительства было принято решение о переносе сроков разработки федеральной целевой программы о переходе вооруженных сил РФ на контрактную основу с 1 ноября 2003 г. на 1 июня 2003 г. Срок действия же программы ограничен 2004-2007 гг. Также в ходе заседания правительства М.Касьянов поручил межведомственной рабочей группе во главе с Mинистерством обороны и Минэкономразвития начать с 1 декабря т.г. работу по расчету предстоящих на проведение реформы расходов. Члены рабочей группы должны посетить каждую часть, предполагаемую к переводу на контракт, и оценить размер необходимых расходов.

  Вывод: Таким образом, наконец-то обозначены первые контуры направления военной реформы в части перехода российской армии на контрактную основу, что можно в целом охарактеризовать позитивно. В то же время остается неясным вопрос о сроках перехода всех Вооруженных сил (помимо частей постоянной готовности) на контрактную основу. Туманна также дальнейшая судьба призывной системы, которая даже после перехода на полное комплектование Вооруженных сил контрактниками будет предполагать срок призывной службы не менее 6 месяцев. В такой ситуации, на наш взгляд, совершенно непонятно в чем причина такой настойчивости на сохранении призыва в армию?

  В условиях, когда по официальным данным только 11% молодых людей реально являются призывниками, а в таких городах как Москва этот показатель падает до 1-2%, непонятна целесообразность сохранения системы призыва.
  Между тем, начинать следовало бы с реалистичного взгляда на вещи. Призывником в основном является незрелый подросток с ветром в голове, который в 90% случаев рассматривает армию как форму рабства. Нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах раб, которого принуждают чем-то заниматься, не был эффективным. Римская империя, как известно, пала потому что была основана на рабстве. Только добровольцы, получающие достойное финансовое и прочее содержание, могут составить боеспособные вооруженные силы. В мирное время так и поступают многие цивилизованные страны. И для нас ориентиром должны быть не мелкие европейские демократии с комплексами политкорректности, а США как самая мощная военная держава современности.

  Таким образом, сама система всеобщего призыва уже давно показывает свою нежизнеспособность и несправедливость. Если нашей армии в принципе хватает всего 10% призывников (при всех жалобах), то какая же здесь “всеобщность”? А если убрать все льготы и призвать 100%, то куда мы их будем девать?
  Совершенно очевидно, что нам морочат голову. НАМ НУЖНА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРМИЯ, которая была бы сильна духом и была бы по-настоящему боеспособна. Тогда все бы чувствовали себя в безопасности. Для тех же, кто по глупости говорит о дороговизне профессиональной армии, следует сказать, что нет ничего дороже, чем огромная, небоеспособная, непрофессиональная армия. Цену этого мы видим на кладбищах и в количестве молодых людей, любой ценой уклоняющихся от “почетного рабства”.