Саммит НАТО в Праге

in Вестник РЭО №64, Россия и мир

21 ноября т.г. в Праге состоялся саммит НАТО, на котором семь европейских государств – Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения, Болгария и Румыния – получили официальное приглашение вступить в Североатлантический альянс. Российский президент счел нецелесообразным свое пребывание на встрече НАТО, в результате Россию в Праге представлял министр иностранных дел И.Иванов. Российская сторона участвовала в очередном заседании Совета Россия-НАТО (совещании “двадцатки”) 22 ноября. Мнение российского руководства по поводу расширения альянса, тем не менее осталось прежним. Не драматизируя ситуацию вокруг приема в НАТО новых членов, Россия признает, что каждое государство имеет законное право решать вопросы, связанные со своей безопасностью, однако считает, что расширение альянса в общем-то ничего не дает с точки зрения безопасности новым членам и происходит в известной мере по инерции. Российская Федерация предпочитает другие формы сотрудничества с НАТО, и обе стороны заявляют о плодотворности этого сотрудничества. Так, Генеральный секретарь НАТО Д.Робертсон заявил на пресс-конференции по окончании заседания Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел, что все 20 стран участниц Совета Россия-НАТО “глубоко удовлетворены” результатами его работы.

  Напомним, Совет начал свою работу менее полугода назад, когда в Рейкьявике 14 мая был одобрен пакет документов о запуске нового механизма сотрудничества. В результате длительного, сложного и кропотливого переговорного процесса главы государств и правительств России и стран-членов НАТО подписали Декларацию о новом качестве отношений Россия-НАТО на саммите в Риме 28 мая т.г. А к настоящему моменту уже завершился этап формирования структуры нового органа сотрудничества, Совет уже вырабатывает и принимает конкретные решения по целому спектру важнейших вопросов. В частности, было активизировано взаимодействие по кризисному регулированию, определены политические аспекты базовой концепции миротворчества Россия-НАТО, установлены рамки миротворческих операций и одобрен документ об угрозах миротворцам на Балканах, практически согласован рамочный документ по поиску и спасению экипажей аварийных подводных лодок, улучшено сотрудничество в адаптации вооруженных сил России и НАТО для совместного противостояния угрозам безопасности. Заявлена также амбициозная программа ПРОТВД (противоракетной обороны театра военных действий), направленная на достижение оперативной совместимости систем России и НАТО. Ведется работа по совместной оценке глобальных тенденций распространения ядерных биологических и химических веществ и средств их доставки.

  Кроме того, одним из основных направлений совместной работы является борьба с терроризмом. Проводится напряженная работа по оценке конкретных террористических угроз в регионе, определяется роль военных в этой борьбе, организуются учения по противодействию терактам с применением химического оружия. Именно эта проблема была в центре обсуждения на первом заседании “двадцатки” на уровне министров обороны в Варшаве в сентябре т.г.
  В настоящее время общим является убеждение, что Североатлантический альянс должен переквалифицироваться из военного блока в орган коллективной безопасности. Организованный в качестве военного блока, направленного против СССР, сейчас НАТО должен определить цели и приоритеты своей деятельности в новых условиях. Члены альянса имеют отличающиеся взгляды на его перспективы в будущем. США при этом воспринимают организацию как инструмент распространения своего влияния на территорию всего мира, европейцы же не стремятся брать на себя столь масштабные задачи. Судя по последним решениям, в частности, по поводу создания сил быстрого реагирования, точка зрения США в данный момент превалирует.

  Вывод: Российская точка зрения на расширение НАТО и сотрудничество с ним представляется в данный момент обоснованной. Взаимодействие России и НАТО может укрепить систему международной безопасности и сделает политику “большой семерки” более сбалансированной. Однополюсность мира опасна, а с Россией эта опасность смягчается. Однако эффективность этого сотрудничества будет зависеть от политической воли обеих сторон и желания продолжать двигаться навстречу друг другу. Совместная работа будет продуктивной, если новые партнеры по НАТО продолжат установившийся в последнее время курс на укрепление связей с Россией, а не будут пытаться решать существующие в отношениях проблемы, например, положения русских национальных меньшинств в Прибалтике или транзита в Калининград, с позиции силы, что бесперспективно. Основным же вопросом остается направление трансформации альянса, которое, в сущности, и определит рамки будущего сотрудничества.