Реформирование ЖКХ России

in Вестник РЭО №65, Реформы

29 ноября Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении после повторного рассмотрения проект закона “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг”, сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”.

  Законопроект, внесенный правительством, изменяет некоторые положения устаревшего законодательства, в частности, действующих в настоящее время статей 15, 18 и 19 закона “Об основах федеральной жилищной политики” и статьи 22 закона “О ветеранах”. Поправки призваны урегулировать вопросы оплаты жилья и коммунальных услуг, а также разделения полномочий в этом вопросе между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями. При этом в законопроекте сохраняются все льготы для многих категорий населения, однако к 2005 г. часть вопросов этой сферы передается из ведения федерального центра региональным властям. Правительству РФ дается право установления основ ценообразования в сфере ЖКХ, которым должны будут следовать субъекты федерации при разработке местных стандартов оплаты. Субсидирование расходов граждан из бюджета сохранится, не будет также применяться принудительное выселение неплательщиков. Переход от безадресных бюджетных дотаций к адресным субсидиям в зависимости от соотношения доходов граждан и величины прожиточного минимума предполагается после 2005 г. Законопроект обязывает организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, принимать меры, направленные на повышение качества оказываемых услуг и снижение расходов. При этом размер средств на указанные цели определяется в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, устанавливаемых правительством РФ.

  Напомним, что существует Федеральная целевая программа “Жилище” на 2002-2010 гг., выполнение которой призвано “обеспечить устойчивое функционирование жилищного сектора, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств”. Она была принята осенью 2001 г., и содержит основные положения реформирования ЖКХ, к которым относится:

1.    Внесение дополнений и изменений в действующее законодательство с целью создания базы для реформирования и упорядочивания предоставления льгот;

2.    Переход к целевой адресной помощи гражданам через механизм жилищных субсидий;

3.    Реформирование экономических отношений в отрасли с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, создание конкурентной среды между всеми участниками рынка услуг по управлению жилищным фондом и его обслуживанию;

4.     Привлечение инвестиций, в том числе частных и внешних;

5.    Разграничение функций собственника жилищного фонда и функций профес- сионального управления и обслуживания, стимулирование создания товариществ собственников жилья и передача им на баланс основных жилых фондов;

6.    Создание системы тарифного регулирования, которая будет стимулировать предприятия к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг.

  Вывод: Не секрет, что жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации в настоящее время находится в глубоком кризисе. Рост платежей за коммунальные услуги продолжается форсированными темпами, однако это не приводит к улучшению качества предоставляемых услуг, износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, при этом около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. В таких условиях требуются срочные, активные и эффективные действия властей, направленные на оздоровление ситуации. Однако фактическое продавливание вышеупомянутого закона вряд ли можно отнести к таким действиям. Происходит перекладывание ответственности на региональные власти и следующее поколение политиков, уход от принятия ответственных решений. В то же время ни один пункт принятой федеральной программы не только не выполняется, но даже не обеспечен до сих пор механизмом реализации. Неясна ситуация с созданием и функционированием самоуправляющихся товариществ собственников жилья и перехода к ним функций ДЕЗов, нет предпосылок для демонополизации сферы, не организован рынок услуг, не реализуется принцип зависимости оплаты ЖКУ от их эффективности. Нужна долгосрочная программа энергосбережения, реформа коммунального хозяйства должна стимулировать иные формы тепло- (водо-, электро-, газо-) снабжения и содержания жилого фонда. Необходимо разработать и как можно скорее запускать конкретные проекты по исполнению федеральной программы. Однако реальных шагов со стороны правительства (даже в области законодательства) фактически не предпринимается.