Продолжение налогового реформирования?

in Вестник РЭО №66, Налоги

5 декабря т.г. состоялось заседание правительства, посвященное вопросам дальнейшего налогового реформирования российской экономики.
  На заседании было заявлено об отмене налога с продаж, величина которого сейчас составляет до 5% в зависимости от налоговой политики субъектов федерации, а также снижении Единого социального налога на 5% (до 31,5%) либо сужении шкалы ЕСН. Также говорилось о снижении НДС с 20% до 17,5%. Правда, все эти преобразования предлагается произвести не раньше 2004 г, что обусловлено большими выплатами по внешнему долгу в 2003 г., а также выборами в 2004 г.

  По заявлению премьер-министра М.Касьянова, “главным направлением в деятельности правительства является дальнейшее снижение налогового бремени”. Было отмечено, что уровень налогового бремени может снизиться в 2003 г. до менее чем 31% ВВП, тогда как еще в 2000 г. этот показатель составлял 34% ВВП. По нашему мнению, динамика данного показателя не является веским аргументом эффективного налогового реформирования государства:
  во-первых, снижение налогового бремени на незначительную величину не может обеспечить необходимый эффект в повышении деловой активности российских предприятий. Подтверждением этому может служить динамика сальдированного финансового результата предприятий, значительно худшая в 2002 г. по сравнению с 2001 и 2000 гг.

  во-вторых, помимо налогового бремени российский бизнес продолжает нести существенные затраты на преодоление различного рода административных барьеров;
  в-третьих, эффективность налоговых органов России остается неудовлетворительной, в то время как резервы повышения результативности колоссальны. В ноябре МНС РФ вновь не смогло обеспечить прогнозируемую собираемость налоговых поступлений в федеральный бюджет. Недобор составил примерно 9 млрд. руб.

  в-четвертых, до сих пор не проведена оценка стоимости и эффективности сбора каждого налога, что позволило бы ответить на многие вопросы.
  в-пятых, тянуть с либерализацией налоговой политики не следует. Дальнейшее снижение налогов означало бы сужение круга нарушителей, с которыми нужно бороться налоговым органам, то есть повышение эффективности последних.

  Вывод: Дальнейшее устойчивое развитие экономики России невозможно без продолжения налоговой реформы и создания институциональной среды, в которой будут равные условия функционирования хозяйствующих субъектов.
  Прошедшее 5 декабря т.г. заседание правительства должно было определить дальнейший ход налогового реформирования. Но, как и ожидалось, кардинальных решений в области формировании дальнейшей стратегии налогового реформирования принято не было.

  Стоит отметить, что выше предлагаемые меры правительства окажут положительное влияние на развитие российской экономики. Особенно это касается снижения ЕСН, следствием чего будет повышение собираемости данного налога, а также продвижение в вопросе легализации заработной платы. Что касается налога на добавленную стоимость и налога с продаж, то, по нашему мнению, эффект от их снижения не будет столь масштабным, как от ЕСН.

  Однако все эти преобразования предлагается провести лишь с 2004 г., что фактически означает замораживание налогового реформирования, о чем мы уже писали в предыдущих выпусках. В то же время именно продолжение налоговой реформы необходимо в настоящий момент для поддержания дальнейшего роста российской экономики. Политика постоянного повышения бюджетного профицита за счет фискальных методов не оправдывает себя в настоящий момент, так как у предприятий изымаются дополнительные ресурсы, которые последние могли бы легально и эффективно инвестировать в экономику России. А именно инвестиционные ресурсы необходимы сейчас российскому бизнесу для дальнейшего развития.