Развитие венчурного инвестирования в России

in Вестник РЭО №66, Инвестиции, Внутренние инвестиции

В конце октября т.г. коллегия Минпромнауки РФ одобрила проект Концепции развития венчурной индустрии в России. В первую очередь, концепция рассчитана на дальнейшее развитие имеющегося в бизнес-секторе России инновационного потенциала.
  В настоящее время существует множество проблем в развитии отечественной инновационной индустрии. Государственная политика в области развития венчурного инвестирования также еще очень далека от совершенства.

  Неразвитость деловой инфраструктуры в России в сочетании с информационной непроницаемостью и пережитками многолетней изоляции страны от остального мира в сознании многих предпринимателей мешают увидеть, что в России сегодня уже работает новая финансовая индустрия – венчурный капитал.
  Благодаря государственной поддержке в США, странах ЕС, а позднее и Юго-Восточной Азии созданы мощные системы венчурного инвестирования высокотехнологичных компаний. Годовой оборот таких компаний достигает десятков миллиардов долларов. Привлекательность и эффективность развития такого бизнеса в России очевидна. По словам заместителя министра промышленности науки и технологий А.Фурсенко, реализация Концепции позволит сформировать благоприятную экономическую и правовую среду для создания национальной венчурной индустрии в России, для привлечения венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики. По его утверждению, меры госстимулирования, предусмотренные концепцией, “взбодрят” высокотехнологичный сектор и привлекут в отрасль дополнительные инвестиции. Главной задачей продвижения концепции венчурного инвестирования в настоящее время является создание необходимой законодательной базы, способствующей развитию данного вида экономической деятельности в России.

  Согласно Концепции, необходимость корректировки законодательства будет определяться в зависимости от экономических условий для венчурного инвестирования со стороны различных субъектов российского бизнеса, причем соответствующие изменения могут быть внесены по инициативе данных структур. В соответствии с текущими экономическими условиями в ближайшей перспективе предлагаются следующие изменения в существующее законодательство:

·      Изменения в законодательстве по малому предпринимательству, направлен- ные на стимулирование роста оборотов малых инновационных технологических компаний;

·      Необходимость утверждения постановлением правительства порядка форми- рования и функционирования стартовых фондов, создаваемых с целью предоставления финансовой поддержки малым технологическим компаниям. Принятие данной меры особенно необходимо в области использования государственных ресурсов.

·      Необходимость разработки предложений по упрощению условий регистрации венчурных фондов в Российской Федерации.

Также, по мнению А.Фурсенко, улучшению инвестиционного климата в России будет способствовать общая гармонизация законодательства и обеспечение его стабильности, содействие процессам стандартизации и защиты интеллектуальной собственности, авторских прав и торговых марок, создание системы оказания помощи инновационному предпринимательству в защите этих прав.

  Вывод: Предпринимаемые правительством шаги по развитию венчурного инвестирования в целом позитивны. Необходимо ориентировать российские компании в сторону развития высокотехнологичного производства. Успешная реализация обозначенных мер в сфере продвижения венчурного инвестирования создаст дополнительные конкурентные преимущества России на международной арене.
  Позитивно, что на первое место среди мер по развитию инновационной индустрии правительством ставиться именно задача по совершенствованию законодательства. Статус правового благоприятствования, который венчурное инвестирование получило с учетом связанного с ним дополнительного риска и значимости для развития экономики в других странах, включая Западную Европу и США, в России отсутствует, хотя это могло бы стать правовым стимулом со стороны федерального центра и всех областных администраций.

  В сфере совершенствования законодательства для развития инновационной индустрии и венчурного инвестирования в России необходимо дать четкое определение и обеспечить должное применение ряду имущественных прав, в частности, в области передачи технологий. В настоящее время владельцы имущественных прав в основном не хотят иметь дело с соглашениями о передаче технологий, что серьезно тормозит процесс продвижения высоких технологий с помощью венчурных инвестиций.

  Для российских и иностранных юридических лиц должно быть сформировано единое налоговое поле (без различий в налоговых режимах). В законах, регулирующих применение венчурного капитала и инновационную деятельность в соответствии с международными нормами, необходимо урегулировать проблемы двойного налогообложения. Напомним, что целью венчурного капитала является получение высокого дохода от инвестиций, который инвесторы в большинстве случаев получают не в виде дивидендов, а в виде возврата на инвестиции при продаже после нескольких лет успешного развития своей доли в компании партнерам по бизнесу.