Тарифное регулирование естественных монополий

in Вестник РЭО №67, Экономика

11 декабря на заседании Правительства РФ рассматривался вопрос об уровне повышения тарифов на услуги естественных монополий в 2003 г., а также объем инвестиционных программ последних. В результате, тарифы “Газпрома” увеличатся на 20%, МПС – на 12%, РАО “ЕЭС России” – на 14%. (Напомним, что бюджет-2003 сверстан именно исходя из данного уровня повышения тарифов, обсуждение которых проходило еще летом т.г.).
  Не было принято итоговое решение о размере повышения цен на оптовом рынке электроэнергии ФОРЭМ. РАО ЕЭС предлагает повысить тариф на 22% Минэкономразвития – на 17%, Федеральная энергетическая комиссия – на 19%. Вероятнее всего, размер роста тарифов будет зафиксирован на уровне 18%, окончательное решение будет принято через 10 дней.

  Напомним, что монополии обосновывали повышение тарифов для “Газпрома” на 38%, для РАО ЕЭС – на 18,9%, для МПС – на 20,6%.
  Исходя из темпа роста тарифов, инвестиционная программа ОАО “Газпром” сократиться до 179,7 млрд. руб., МПС – до 126,2 млрд. руб., а программа РАО ЕЭС составит 31,5 млрд. руб. Таким образом, объем инвестиционных программ естественных монополий в целом сократится примерно на 30-35 млрд. руб.
  Таким образом, дальнейших изменений размеров роста тарифов в течение 2003 г. не предвидится. В то же время, о чем по итогам заседания правительства заявил глава Минэкономразвития Г.Греф, принятые решения могут быть пересмотрены в случае “форсмажорных обстоятельств”. Минэкономразвития рекомендует естественным монополиям работать над снижением издержек и непроизводственных затрат, в частности, следует избавляться от непрофильных активов.

  Как заявил, премьер-министр РФ М.Касьянов, открывая заседание правительства, Правительство РФ может отказаться от установления тарифов на услуги естественных монополий, чтобы этим занимались уже существующие органы, наделенные такими полномочиями (Федеральная энергетическая комиссия), о чем сообщает “Страна.Ru”.

  Вывод: Утвержденный размер роста тарифов в 2003 г. объясняется стремлением правительства удержать инфляцию в рамках 10-12%, заложенных в бюджете-2003. Однако в реальности, принятый уровень повышения тарифов (особенно учитывая оговорку на увеличение при форс-мажорных обстоятельствах) вряд ли позволит уложиться в этих границах.

  Для сравнения, в 2002 г. (при заложенной в бюджете инфляции в 12-14%) тарифы на услуги естественных монополий были повышены: для “Газпрома” и РАО ЕЭС на 16,5%, а для МПС – на 14% в годовом исчислении. Премьер М.Касьянов называл предельным размер повышения тарифов для всех монополий на уровне 35%. В результате, по итогам года высока вероятность превышения инфляцией 15-процентного рубежа.

  В области тарифного регулирования правительство делает основной акцент на постепенном снижении естественными монополиями издержек и непроизводственных затрат, то есть речь идет о повышении эффективности работы монополий. Посылка об увеличении эффективности работы монополий правильна, но, на наш взгляд, излишне теоретизирована и далека от реальной практики. Такая позиция верна для компании с рыночной точки зрения, занимающейся внутрифинансовым планированием и постоянно заботящейся о сокращении издержек. В нашем же случае сначала нужно определиться с тем, с каких позиций оценивать работу естественных монополий:

·         Если рассматривать их в качестве полноценных компаний, то для повыше- ния эффективности работы необходимо рыночное ценообразование, чего не будет пока не закончена реструктуризация монополий. В условиях же, когда решение о повышении цен на услуги принимается 1-2 раза в год, говорить о работе над эффективностью не приходится.

·         Если же относится к ним, как к монополиям, то необходима разработка гибкой методики ценообразования, которая зависела бы не от решений чиновников, а от изменяющейся конъюнктуры рынка, инфляции и других параметров. При этом, необходимо соблюдение поэтапности в регулировании цен, например, поквартальное или помесячное. Конечно, если повышать тарифы 1-2 раза в год сразу на 20-30%, это ни к чему хорошему не приведет, а лишь будет постоянно будоражить всю страну. Если же повышение осуществлять, скажем, ежемесячно на небольшой процент, то роста цен никто не заметит и это будет совершенно нормально воспринято в увязке с инфляцией и изменяющейся конъюнктурой.

Одним словом, повышение тарифов, безусловно, нужно и необходимо. Другое дело, что пора менять механизм ценообразования, в связи с чем обязательна демонополизация отраслей естественных монополий, но методами, отличными от применяемых в настоящее время, к примеру, в РАО ЕЭС.
  В период реформ Е.Гайдара в России была проведена либерализация цен, почему-то не затронувшая сферу естественных монополий, а именно энергетики, газовой отрасли и железнодорожных перевозок. Налицо однобокость проведенного реформирования, плоды которого мы пожинаем по сей день. В нефтяной отрасли этого в целом удалось избежать, так как данный сектор представлен частными и государственными нефтяными компаниями, конкурирующими между собой. В вышеперечисленных же отраслях (газовая, энергетическая и транспортная) реструктуризация идет, но крайне неэффективно. Поэтому насколько она приведет к созданию реального конкурентного рынка – большой вопрос.

  Кроме того, говорить о прямой связи повышения тарифов с ростом инфляции также не приходится. Вопросы инфляции должен курировать Центробанк в соответствии с денежно-кредитной политикой. Однако ЦБ РФ в настоящее время занимается только валютным курсом, не заботясь об увеличении монетизации экономики, о доминировании денежно-кредитных механизмов в экономическом развитии. (По уровню монетизации Россия сегодня занимает одно из последних мест в мире.) В результате, постоянно растет номинальная денежная масса за счет печатания “пустых” рублей, вследствие чего по-прежнему высока “долларизация” экономики. Именно за счет увеличения номинальной, а не реальной денежной массы растет инфляция и снижается уровень монетизации. Экономика страны напротив должна регулироваться с помощью денежно-кредитных механизмов, должны создаваться предпосылки для увеличения уровня монетизации, то есть насыщения экономики деньгами до нормальных размеров. Именно над этим нужно работать правительству, над грамотной денежно-кредитной политикой, банковским реформированием, что явится следующим этапом экономических реформ в стране. Пока же налицо постепенно затухающая реформаторская активность правительства, в связи с чем вероятно постепенное усиление финансовых проблем и снижение темпов экономического роста.
  Кроме того, уровень разового повышения тарифов не позволит в связи с вышеописанным поправить финансовое положение монополий. Отсюда эффективность принимаемых государством мер в области тарифного регулирования остается под вопросом.