Банк России “борется” с оффшорами

in Вестник РЭО №67, Банки, Центральный банк

9 декабря т.г. директор департамента лицензирования кредитных организаций Банка России М.Сухов заявил, что ЦБР по согласованию с правительством планирует инициировать поправки в закон “О банках и банковской деятельности” с целью введения 10%-ных ограничений на долю оффшорных компаний в капитале российских банков. Действие ограничений будет также распространяться на номинальных акционеров, представляющих интересы оффшорных компаний. Представитель Банка России, однако, не объяснил, что конкретно Центробанк этим добьется, в то же время было обещано предоставление достаточного срока для переоформления владельцами своего участия.

  Теоретически можно предположить, что все это делается для того, чтобы банками не владели сомнительные личности, и они не использовались для отмывания преступных капиталов. Правда, злые языки утверждают, что одной из причин введения подобных мер является желание первого запреда ЦБ А.Козлова “насолить” владельцам банка “Русский Стандарт”, который он создавал и некоторое время возглавлял.

  На самом деле, простым ограничением доли оффшоров в капитале российских банков ничего не добьешься. Цепочки из российских компаний, в конце которых есть оффшоры и трасты могут быть весьма длинными и законодатель не может их полностью запретить. Зачем же будоражить банковское сообщество?
  Можно, конечно, также ограничить размер максимального пакета акций в руках одного владельца и его аффилированных лиц. Но и это не даст полной уверенности в том, что через несколько формально независимых компаний можно контролировать данный банк.

  Вывод: Мы считаем, что не надо заниматься бесплодными экспериментами с новыми ограничениями для владельцев банков, если многочисленные прежние ограничения разного рода не соблюдаются и не могут соблюдаться.
  Заниматься надо банковским надзором, при высоком уровне эффективности которого не имеет принципиального значения то, кому принадлежит банк. Однако мы не уверены, что проблема может быть решена очередной перетасовкой надзорных подразделений Банка России и декларированным ныне созданием Главной инспекции кредитных организаций (ГИКО) и развитием института кураторов банков. Ничего принципиально нового в этом нет.
  Давайте не будем забывать, что уже сегодня, если вычесть принадлежащие Банку России и правительству Сбербанк и Внешторгбанк, на каждого банковского сотрудника в стране приходится примерно по сотруднику Банка России! По одному куратору из Банка России на каждого служащего частных банков, включая водителей и уборщиц!
  Пока сохраняется такая абсурдная ситуация, достойная книги рекордов Гиннеса, все разговоры о банковской реформе бесполезны. Руководству Банка России следует серьезно задуматься.
  Как мы уже неоднократно писали, первоочередными мерами по реформированию банковской системы должны быть следующие:

1)     Создание единого эффективного органа финансового надзора на базе над- зорных подразделений Центробанка, ФКЦБ, Страхнадзора (сейчас в Минфине), Инспекции по пенсионным фондам и т.д.

2)     Ужесточение надзора в банковской сфере, борьба с коррупцией в сфере временного управления и санации банков, ускорение процедур банкротств.

3)      Приведение банковского законодательства к мировым стандартам.

4)      Выведение Центробанка из капитала всех коммерческих учреждений.

5)     Скорейшая приватизация всех банков с государственным участием (в случае Сбербанка – снижение государственной доли до 50% + 1 голос).

6)      Стимулирование притока иностранного капитала в банковскую сферу (это связано и со вступлением в ВТО).

7)      Стимулирование конкуренции в банковской сфере.

8)      Реформирование организационной структуры ЦБ, сокращение штата сотруд- ников.

9)      Кардинальное изменение работы Центробанка.

Без реализации этих мер не имеет смысла говорить об эффективности работы Центрального банка РФ в направлении реформирования российской банковской системы.