Механизмы повышения инвестиционной активности субъектов российской экономики

in Вестник РЭО №67, Инвестиции, Внутренние инвестиции

10 декабря т.г., выступая на подведении итогов 3-го конкурса “Российская организация высокой социальной эффективности”, Президент РФ В.Путин заявил, что правительству необходимо подумать о льготном налогообложении инвестиций, привлекаемых в российскую экономику. При этом, вводя льготы, “необходимо смотреть, как, сколько и куда инвестируется”, подчеркнул президент.
  Дефицит инвестиционных ресурсов на протяжении последних десяти лет остается основной проблемой экономики России. Наиболее тревожной современной тенденцией в российской экономике является замедление роста инвестиций в основной капитал. На фоне роста на 17% в 2000 г., прошлогоднего роста инвестиций на 7%, в этом году прирост едва ли достигнет 4% (за январь-сентябрь т.г. темп прироста инвестиций составил 2,5%), что является отрицательным фактором для дальнейшего развития российской экономики. Кроме того, пока нет достаточных оснований для прогнозирования кардинального улучшения ситуации с притоком иностранных инвестиций (прямых и портфельных).

  Вышеназванные негативные тенденции, а также обострение конкуренции на международных рынках капитала, усиливают потребность в выработке четкой политики государства по активизации инвестиционного процесса в стране и привлечению иностранных капиталовложений.
  Стимулирование инвестиционного процесса можно осуществлять также за счет внутренних источников финансирования, в частности с использованием налоговых рычагов. Но проводимые меры правительства по облегчению налогового бремени инвесторов пока не принесли желаемых результатов. В частности снижение налога на прибыль с одновременной ликвидацией всех льгот не дало предполагаемого эффекта повышения деловой и инвестиционной активности предприятий, о чем мы уже писали в предыдущих выпусках.

  В связи с этим, правительство в настоящее время ищет альтернативные пути существующим налоговым механизмам для повышения инвестиционной активности субъектов экономики России. Так, Минэкономразвития РФ подготовило некоторые предложения по стимулированию инвестиций в экономике России без изменений недавно вступившего в силу налогового законодательства. Предполагается использование механизма, входящего в группу налоговых льгот, а именно принятие мер по восстановлению и повышению эффективности механизма инвестиционного налогового кредита. Этот механизм уже прописан в Налоговом кодексе РФ (статья 66 НК РФ), но в действительности не работает из-за большого количества бюрократических барьеров, которые предполагается ликвидировать.

  Согласно статье 67 Налогового кодекса, инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в данной статье, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Основаниями для предоставления организации инвестиционного налогового кредита являются:

·   проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

·   осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

·      выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Инвестиционный налоговый кредит может предоставляться только по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам. Срок инвестиционного налогового кредита может составлять от одного года до пяти лет.
  В течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите предприятие вправе уменьшать свои платежи по налогу. Такое уменьшение возможно до тех пор, пока сумма накопленного кредита не станет равной сумме кредита. Нагрузка для предприятий по процентным платежам налоговому кредиту не превышает 3/4 ставки ЦБ.

  Таким образом, с точки зрения нормативно-правового обеспечения по инвестиционному налоговому кредиту в настоящее время существует достаточно проработанная законодательная база.

  Вывод: Динамика инвестиций в российской экономике является одним из основных факторов, положительно влияющих на развитие конкурентных преимуществ отечественного бизнеса. В этой связи основное внимание в выработке правительством направлений реформирования экономики России должно быть уделено рассмотрению методов, предполагающих создание условий для активизации инвестиционного процесса в стране, особенно, учитывая ухудшение динамики иностранных инвестиций и инвестиций в основной капитал за последние несколько лет.

  Предполагаемые же правительством меры по активизации инвестиционного процесса в стране вызывают сомнения. Опыт использования механизмов налоговых льгот в России показывает их неэффективность. На наш взгляд, эффективной мерой по стимулированию развития российских предприятий с использованием налоговых рычагов является не введение налоговых льгот (тем более по налогу на прибыль, эффективность которого вызывает большие сомнения), а дальнейшее снижение налогов, что создаст импульсы для повышения инвестиционных мотиваций и инвестиционной активности в стране как российских, так и зарубежных компаний. Подобные шаги позволят повысить инвестиционную привлекательность России по сравнению с основной частью налоговых центров (прежде всего, оффшорных зон). Другой важной задачей правительства, по нашему мнению, является создание благоприятного правового режима для инвестиционной деятельности на всей территории России. Также необходимыми условиями успешного привлечения инвестиций в российскую экономику являются улучшение администрирования всей государственной системы и нейтрализация коррупционных факторов в экономике. Только при условии реализации вышеназванного комплекса мер будет достигнут прогресс в вопросе привлечения в страну необходимых для развития инвестиционных ресурсов.