Реформа Министерства путей сообщения РФ

in Вестник РЭО №68, Реформы

15 декабря Государственной Думой РФ был принят во 2-ом чтении ряд законопроектов, призванных обеспечить нормативно-правовую базу проведения реформы железнодорожного транспорта России. Пакет законопроектов по реформированию железнодорожной отрасли был одобрен Правительством РФ 26 апреля 2002 г., а 26 июня 2002 г. принят Государственной Думой в первом чтении. Он включает в себя: проекты федеральных законов “Транспортный устав железнодорожного транспорта РФ”, “О железнодорожном транспорте”, “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта” и проект “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “О естественных монополиях”.
  Согласно Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, основными целями реформы являются:
·      повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его дос- тупности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;
·       формирование единой гармоничной транспортной системы страны;
·      снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
·       удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.
В соответствии с принятыми законодательными актами определяются механизмы концептуально новой системы организации перевозок на железнодорожном транспорте. Формирование новой системы предполагает разделение перевозочного процесса на два самостоятельных спектра правоотношений – услуги инфраструктуры и перевозки, и дает возможность функционирования независимых перевозчиков на железнодорожном транспорте. Законопроектом “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта” устанавливаются организационные и правовые особенности приватизации на федеральном железнодорожном транспорте, в ходе которой создается единый хозяйствующий субъект – Открытое Акционерное Общество “Российские железные дороги” со 100-процентным государственным участием. Его создание позволит обеспечить устойчивость и эффективность развития системы железнодорожного транспорта России в период реформ. Согласно поправке в закон “О естественных монополиях” государственному регулированию будут подлежать услуги по формированию инфраструктуры в железнодорожной системе, а железнодорожные перевозки не будут относиться к естественному монопольному сектору.
  Таким образом, будет создана юридическая база для устранения основных препятствий по созданию конкурентной среды в отечественной системе железнодорожного транспорта, что позволит привлечь необходимые инвестиции в отрасль. По оценке МПС России, в период с 1992 г. ежегодный объем инвестиций в отрасль снизился более чем в 3 раза, а износ основных производственных фондов возрос с 36% до 55%. Полная восстановительная стоимость основных средств, выбывающих в течение последующих пяти лет, превышает 780 млрд. руб.
  По словам министра путей сообщения РФ Г.Фадеева, после принятия всех четырех законопроектов появилась возможность нормального продолжения работы над дальнейшим реформированием железнодорожного транспорта и принятием более 700 нормативных актов, необходимых для проведения этой реформы. Также было заявлено, что ОАО “Российские железные дороги” может быть официально создано в апреле-июле 2003 г.
  Вывод: Российские железные дороги являются ключевой отраслью транспортной системы России, что подтверждается объемом выполняемых перевозок: доля железнодорожного транспорта, по данным МПС, в 1999 г. составила 81% всего объема грузооборота в России (исключая перевозки по трубопроводам). В системе железнодорожного транспорта занято более 2% трудоспособного населения России (1 млн. 653 тыс. человек).
  Таким образом, реформа железнодорожного транспорта играет важную роль для обеспечения эффективного роста экономики страны и поддержания социально-экономической стабильности в стране. Это доказывает необходимость принятых руководством страны шагов по реформированию отрасли. Намерения правительства по созданию благоприятного инвестиционного климата в железнодорожной отрасли транспортной системы России можно оценить позитивно. Дальнейшее движение по пути рыночных преобразований в отрасли позволит стабилизировать и повысить эффективность функционирования железнодорожной системы. По нашему мнению, на первом этапе реформы основное внимание правительства должно быть сконцентрировано на формировании эффективной законодательной базы реформирования. В этой связи принятый Госдумой пакет законопроектов является весомым шагом к созданию такой базы. В целом же можно признать подготовительный этап реформирования железнодорожного транспорта России вполне успешным.