Развитие банковского сектора РФ

in Вестник РЭО №69, Банки, Банковский сектор

26 декабря т.г. на заседании Правительства РФ рассматривался ход реализации банковской реформы. В результате, по информации официального сайта Правительства РФ, было решено поручить Минфину РФ с участием Минэкономразвития РФ, МАП РФ, Минюста РФ, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Банка России до 15 февраля 2003 г. внести в правительство предложения по уточнению положений Стратегии развития банковского сектора РФ и Плана мероприятий по ее реализации в 2003 г.

  В упомянутом плане мероприятий, одобренном правительством, в частности, содержатся следующие предложения:

1)   Установление перечня квалификационных требований к членам Совета директоров банков. Правительство поддержало предложение Минфина РФ разработать законопроект о квалификационных требованиях к руководству банков, согласно которому Центробанк сможет приостановить деятельность квалификационного аттестата руководства кредитных организаций в случае некомпетентного руководства учреждением и потребовать смены менеджмента.

2)   Минфин также предлагает предоставить Центробанку РФ право осуществ- лять контроль и требовать предоставление данных о финансовом положении реальных владельцев банков, которые по официальным документам не являются их учредителями.

3)  В целях привлечения иностранного капитала в банковскую систему РФ Минфин подготовил проект федерального закона “О банках и банковской деятельности”, в котором предлагается установить для нерезидентов и резидентов единый порядок. В соответствии с законопроектом, уведомительный порядок о приобретении акций в банках предусмотрен в случае приобретения до 10% акций. Введение разрешительного порядка предлагается в случае, если резидент или нерезидент приобретает свыше 10% акций.

4)   Минфин РФ считает, что иностранцам не следует разрешать открывать филиалы. Нерезидентам предлагается увеличивать свою долю присутствия в российских банках, прежде всего, за счет приобретения пакетов акций в них, а также через регистрацию собственных дочерних банков.

Кроме того, как сообщил первый замминистра финансов А.Улюкаев по итогам заседания правительства, сроки выхода Центробанка из капиталов росзагранбанков, скорее всего, будут отодвинуты, сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”. В реализуемой в настоящее время правительством и ЦБ стратегии развития банковского сектора предусмотрено, что ЦБ выйдет из капиталов росзагранбанков к 1 января 2003 г. Однако к этому сроку Банк России не успеет осуществить эту работу, поэтому дата будет вновь определена при доработке к 15 февраля плана мероприятий, сообщил А.Улюкаев.

  Вывод: Как мы неоднократно писали, первоочередными мерами по реформированию банковской системы, без реализации которых не имеет смысла говорить об эффективности работы в направлении реформирования, должны быть следующие:

1)    Создание единого эффективного органа финансового надзора на базе надзорных подразделений Центробанка, ФКЦБ, Страхнадзора (сейчас в Минфине), Инспекции по пенсионным фондам и т.д.

2)    Ужесточение надзора в банковской сфере, борьба с коррупцией в сфере временного управления и санации банков, ускорение процедур банкротств.

3)     Приведение банковского законодательства к мировым стандартам.

4)     Выведение Центробанка из капитала всех коммерческих учреждений.

5)    Скорейшая приватизация всех банков с государственным участием (в слу- чае Сбербанка – снижение государственной доли до 50% + 1 голос).

6)    Стимулирование притока иностранного капитала в банковскую сферу (это связано и со вступлением в ВТО).

7)     Стимулирование конкуренции в банковской сфере.

8)    Реформирование организационной структуры ЦБ, сокращение штата сот- рудников.

9)     Кардинальное изменение работы Центробанка.

Анализируя же одобренные правительством предложения в области банковского реформирования и согласуя их с вышеприведенными мерами в этом направлении, видно, что в реальном реформировании правительство пока не сильно продвинулось. Нельзя сказать, что одобренные меры позитивно скажутся на процессе реформировании, в основном – даже наоборот.

  В частности, на неопределенное время перенесен срок выхода ЦБ из загранбанков, в то время как произойти это должно было к 1 января 2003 г.
  Установление квалификационных аттестатов или лицензии бессмысленно. Это прямой путь к коррупции. Другое дело, что в случае хронической убыточности банка или систематического нарушения им норм банковского надзора и регулирования Центробанк может поставить перед акционерами вопрос о смене руководства, но не более того. За несоблюдение норм должны последовать материальные санкции прямого действия со стороны ЦБ, а не кадровые решения. Как могут центробанковцы судить о квалификации коммерческих банкиров? Они некомпетентны.

  Говоря о необходимости предоставления данных о реальных владельцах, следует отметить, что Центробанку нужно заниматься банковским надзором, при высоком уровне эффективности которого не имеет принципиального значения то, кому принадлежит банк. Однако мы не уверены, что проблема может быть решена очередной перетасовкой надзорных подразделений Банка России и декларированным ныне созданием Главной инспекции кредитных организаций (ГИКО) и развитием института кураторов банков.

  Создание одинаковых условий для резидентов и нерезидентов при приобретении ими акций российских банков в целом можно позитивно охарактеризовать. В то же время, если для нерезидентов эту меру еще можно назвать улучшением существующего порядка (хотя с большой долей сомнения, учитывая запрет на открытие филиалов иностранных банков), то для резидентов это попросту означает ухудшение текущего положения в этом вопросе. Согласно статье 11 действующего Федерального закона “О банках и банковской деятельности” №395-1 (ред. 21 марта 2002 г.), приобретение резидентами более 5% акций кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20% – предварительного согласия Банка России. Таким образом, приобретение менее 5-процентного пакета сейчас не требует сейчас уведомления ЦБ, а разрешение у ЦБ необходимо получать только при приобретении более 20% акций российской кредитной организации. Таким образом, налицо введение дополнительных ограничений для резидентов и желание ЦБ усилить регулирование вышеописанного процесса. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом №395-1, разрешение на приобретение пакета акций считается полученным, если на запрос кредитной организации ответ от ЦБ не поступил в течение определенного времени. Это также создает дополнительную лазейку для манипулирования результатами сделки по приобретению пакета акций со стороны ЦБ.

  Говоря о запрете открытия филиалов иностранных банков в России, очевидно, что без широкого входа иностранных банков на быструю банковскую реформу рассчитывать не приходиться. В этой связи, абсолютно неясна логика российских денежных властей в этом вопросе. Очевидно, что в России не хватает надежных банковских учреждений, страна “недобанкована”. Сегодня нет никакой надежды, что российские банки смогут быстро нарастить филиальную сеть и внушить доверие широким массам. Очевидно также, что для клиента отделение иностранного банка, за которым стоит мощь материнской компании, более приемлемо, чем дочка, за которой стоит только ее собственный капитал. Кроме того, ясно, что открытие отделения или филиала для западного банка проще, чем  принятие решения об инвестировании миллионов долларов в отдельное предприятие в стране повышенного риска.

  Таким образом, к сожалению, речь о реальном реформировании банковского сектора России пока по-прежнему не идет. И это в условиях отсутствия денежно-кредитной политики Центробанка, который занимается почти исключительно валютным курсом и золотовалютными резервами, но не регулированием кредита в экономике, в условиях сохранения лишенной экономического смысла обязательной продажи валютной выручки и фактического отсутствия механизма рефинансирования банковской системы.