Участие негосударственных пенсионных фондов в пенсионном реформировании

in Вестник РЭО №69, Население, Пенсионная реформа, Реформы

24 декабря т.г. Госдума РФ приняла в третьем чтении поправки к закону “О негосударственных пенсионных фондах”, сообщает РИА “Новости”. Законопроект регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществление ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию. В поддержку законопроекта высказались 300 депутатов (при необходимых 226 голосах), 30 проголосовали против, при отсутствии воздержавшихся.

  Принятые поправки соответствуют Концепции пенсионной реформы, согласно которой необходимы децентрализация накопительной пенсионной системы уже на ранней фазе преобразований, максимальное расширение допуска НПФ и управляющих компаний к средствам обязательного пенсионного накопления. Согласно принятому Госдумой документу, за лицами, заключившими договора пенсионного страхования, закрепляется право выбора между негосударственными пенсионными фондами и Государственным пенсионным фондом РФ (ПФР). При этом участники НПФ получают возможность переходить из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, но не чаще одного раза в год. Законопроектом также устанавливается минимальная величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда – на первом этапе она должна составлять не менее 3 млн. руб., с 1 января 2005 г. – не менее 30 млн. руб. и с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб. По словам главы думского комитета по труду и социальной политике А.Селиванова, законопроект также исключает возможность злоупотреблений со стороны НПФ при управлении им путем занижения доходов от размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений. По мнению А.Селиванова, законопроект будет также способствовать ускорению процесса создания инфраструктуры рынка негосударственных пенсионных фондов.

  Вывод: В настоящее время функции ПФР и НПФ разделены. Государственный пенсионный фонд РФ функционирует на основе закона об обязательном пенсионном страховании. Негосударственные же фонды предполагают индивидуальное добровольное страхование либо корпоративное профессиональное пенсионное страхование, когда размер пенсии и страховых взносов определяется самим страховщиком либо профсоюзом. Внесенные депутатами изменения допускают НПФ на рынок обязательного страхования.

  На наш взгляд, в условиях крайней неразвитости, слабости и нестабильности фондового рынка, а также отсутствия гарантии эффективного использования пенсионных средств управляющими компаниями и НПФ привлечение их на данном этапе нежелательно. В текущих российских условиях за неимением прочных финансовых инструментов внутри страны, пенсионные резервы необходимо вкладывать лишь в ценные бумаги иностранных эмитентов, которые обладают высокой степенью надежности. Речь здесь идет, прежде всего, о государственные ценных бумагах иностранных государств. В противном случае, гарантировать получение будущими пенсионерами своих средств нельзя. Вложение пенсионных накоплений – это консервативные инвестиции: минимальный риск при высокой степени надежности ценных бумаг.

  Допускать же российские управляющие компании к управлению пенсионными накоплениями можно только тогда, когда капитализация российского фондового рынка превысит $1 трлн. (на 02.12.2002 г. – примерно $85 млрд.). На данном же этапе логичным было бы государственное управление этими активами с помощью компактной организации, состоящей из представителей ПФР и независимых консультантов-специалистов по фондовому рынку. Агентом по определению сумм пенсионных резервов и их размещению должен быть Пенсионный фонд РФ. Механизм управления пенсионными накоплениями должен быть абсолютно прозрачен и прост. Так как главным принципом размещения пенсионных отчислений должна быть чрезвычайно высокая надежность, абсолютная безрисковость при необязательно высокой доходности, то легко указать возможный состав инвестиционного портфеля. Сейчас единственным выходом является временный отказ от использования пенсионных средств для инвестирования в пока нестабильную российскую экономику и вложение их в высоконадежные иностранные ценные бумаги, в первую очередь, государственные. И лишь когда экономика стабилизируется в результате эффективного проведения структурных реформ, капитализация фондового рынка достигнет серьезных размеров и финансовая компетентность граждан (с учетом активных усилий со стороны государства в этом направлении) достигнет приемлемого уровня, можно будет ставить вопрос о передаче функций ПФР частным компаниям с серьезным опытом управления.