Итоги переговоров в Женеве о вступлении России в ВТО

in Вестник РЭО №69, ВТО

C 8 по 20 декабря т. г. в Женеве прошел очередной раунд переговоров по присоединению России к ВТО. Переговоры о вступлении России в ВТО идут уже 8 лет и только сейчас перешли в решающую стадию. Подводя итоги раунда замглавы Минэкономразвития РФ М.Медведков, возглавляющий российскую делегацию на переговорах, отметил, что завершившийся раунд переговоров создает хорошие предпосылки для дальнейшего решения вопроса вступления России в ВТО.
  Важным итогом последних переговоров, отмечают в российской делегации, стало согласование интенсивной программы работы в I квартале 2003 г. В конце января, начале марта и начале апреля 2003 г. запланированы заседания рабочей группы продолжительностью до 5 дней каждое. Пройдет серия двусторонних переговоров по товарам и услугам, намечены консультации с членами группы, в том числе по сельскому хозяйству, энергетике, санитарным и фитосанитарным нормам. Повышение интенсивности переговоров оставляет шанс России вступить в ВТО до 2004 г. Это является одной из главных задач страны на следующий год, что содержится в “Плане действий Правительства РФ по реализации в 2003 г. программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.)”.

  Необходимость завершения переговоров по вступлению России в ВТО в 2003 г. обусловлена, прежде всего, тем, что в 2004 г. переговорщики стран-членов ВТО будут заняты подготовкой новых правил международной торговли, которые должны вступить в силу с 2005 г. Это означает, что вопрос о вступлении России в ВТО будет перенесен на 2005 г. Причем в 2005 г., то есть после вступления в действие новых правил международной торговли, Правительством РФ будет потрачено, по оценке Минэкономразвития, не менее года на адаптацию внутреннего законодательства к новым нормам ВТО.

  Одной из целей российской делегации на переговорах было снятие ряда второстепенных вопросов и сосредоточение на решении главных проблем. В результате предпринятых усилий со стороны российской делегации ряд второстепенных вопросов может быть урегулирован к концу января 2003 г., когда рабочая группа получит окончательные разъяснения относительно российской системы технического регулирования, стандартизации и сертификации, описание правоприменительной практики в области защиты прав на интеллектуальную собственность, приведения законодательства в соответствие с нормами ВТО, принципов осуществления госзакупок.

  Анализируя итоги прошедших переговоров, следует отметить, что по основным вопросам договориться в очередной раз не удалось. Среди окончательно неразрешенных проблем остаются, в частности, такие вопросы как:

·      уравнивание внутренних цен на энергоресурсы;

·      присоединение к необязательным соглашениям ВТО (по правительственным закупкам и по торговле гражданской авиатехникой);

·      импортные пошлины на ряд промышленных товаров, в том числе легковые автомобили;

·      объемы экспортных субсидий в сфере сельского хозяйства;

·      отдельные сектора услуг (прежде всего банковские и страхование).

В то же время, по некоторым из упомянутых вопросов все же есть небольшой прогресс. В частности, на переговорах по уровню тарифов на автомобили были смягчены требования со стороны ВТО. Так, изначально настаивая на 3-7% пошлинах на ввоз автомобилей, страны-члены ВТО повысили ставки до 10%. При этом Россия настаивает на 15% тарифе. ВТО также больше не требует от России присоединиться к соглашению о гражданской авиации, которое устанавливает нулевые пошлины на самолеты и комплектующие, и запрещает государственное субсидирование отрасли. В результате, была достигнута договоренность о разрешении России субсидировать авиапромышленную отрасль, причем обсуждаемая планка тарифов поднялась до примерно 10%. Сейчас импортные тарифы на самолеты в России составляют 20% , на комплектующие – от 5% до 15%. Российские переговорщики готовы обсуждать пошлины в 8-9% на малые самолеты, но отстаивать не менее 15% для больших. Более конкретные решения по данным вопросам следует ожидать не ранее раннее весны 2003 г.

  Вывод: Итоги последних переговоров по вступление России в ВТО нельзя признать успешными. При этом все же существует ряд позитивных моментов. В частности, положительно можно оценить в целом процесс активизации подготовки России по вступлению в ВТО, особенно при возрастающей роли временного фактора в этом вопросе. Безусловно, вступление России в ВТО представляет собой сложный процесс и требует особо тщательной проработки со стороны правительства, но сложившаяся ситуация в те же время не позволяет медлить с этим вопросом. Это связано в первую очередь с подготовкой в 2004 г. странами-членами ВТО новых правил международной торговли и вступления их с 2005 г., а, следовательно, о чем упоминалось выше, необходимостью вступления России в ВТО в 2003 г. Как мы писали в предыдущих выпусках, период, в течение которого Китай вел переговоры (10 лет), нам неприемлем. Следовательно, необходимо снижать потери времени на согласования. Правительство РФ заняло вполне взвешенную позицию на переговорах о вступлении России в ВТО. Необходимо и в дальнейшем ее последовательно отстаивать, не уступая по принципиальным для развития страны вопросам, для достижения максимально позитивного эффекта.

  Членство в ВТО откроет большие возможности для роста экономики, притока инвестиций и повышения деловой репутации, облегчит доступ российских товаров к западным рынкам. Только на отмене антидемпинговых мер против наших экспортеров ежегодно можно экономить $1-2 млрд. Расходы на вступление невелики – несколько миллионов долларов ежегодного взноса. Мирового уровень в области менеджмента, трудовых отношений, стандартов качества, а также технический уровень, может быть достигнут российскими компаниями только в условиях конкуренции со стороны западных компаний. В этой связи признание правительством России повышения открытости экономики, в частности посредством вступления в ВТО, как основным приоритетом реализации программы реформ на среднесрочную перспективу, является, безусловно, положительным фактором.