Необходимость скорейшего изменения закона о гражданстве

in Вестник РЭО №69, Гражданство, Законы

25 декабря т.г. Президент РФ В.Путин подписал указ о приеме в гражданство РФ проживающей в Таджикистане семьи военнослужащего Вооруженных сил РФ О.Козлова. Напомним, что 19 декабря во время “Прямой линии” с Президентом РФ прапорщик 201-й дивизии российской армии Герой России О.Козлов обратился с соответствующей просьбой к В.Путину после многолетних тщетных попыток получить гражданство в общем порядке. “Если Герой России хочет быть гражданином России и таким не является, - это, конечно, недопустимо”, - сказал тогда президент. 26 же декабря т.г. В.Путин подписал указ о приеме в гражданство РФ еще 1102 человек, проживающих в настоящее время за пределами России.

  Кроме того, президент во время “Прямой линии” высказался за “изменение законодательства таким образом, чтобы люди, которые хотят служить в Вооруженных силах РФ, имели возможность в упрощенном порядке, достаточно быстро ... получить гражданство”. 24 декабря на первом заседании Комиссии по гражданству при президенте. Замглавы администрации В.Иванов заявил, что уже “выработана соответствующая процедура совместно с Минобороны, которая позволит в упрощенном порядке и быстро решить этот вопрос.” По словам В.Иванова, решение вопроса последует через полгода-год.

  Вывод: Последние шаги Президента РФ в вопросе предоставления гражданства военнослужащим российской армии означают, что вступивший в силу с 1 июля т.г. новый закон о гражданстве РФ несовершенен и требует внесения скорейших изменений. Доколе президент будет тратить свое драгоценное время на решение вопросов, являющихся прямой обязанностью того или иного чиновника?

  Мера, направленная на льготное получение гражданства военнослужащими российской армии, безусловно, позитивна. В то же время, в законе должны быть прописаны положения, согласно которым, каждый русский человек, проживающий ныне в любой республике бывшего СССР, имеет автоматическое право на российское гражданство и получение льгот при переселении. В Германии, например, полно граждан турецкого и иного происхождения, но звали и зовут в страну только немцев, и ничего политически некорректного здесь нет. России давно пора отбросить ложную стыдливость в этом вопросе, тем более что такая практика, помимо Германии, имеет место во многих странах мира, в частности, в Греции, Израиле.

  Сколько еще граждане бывшего СССР, в особенности, русские, будут чувствовать себя чужими в собственной стране? Сколько еще они будут зависеть от чиновников? Все эти проблемы должен был снять новый закон о гражданстве, с чем он явно не справляется. Напротив, результатом стало ужесточение правил получения гражданства. Принятие подобных мер вполне объяснимо, когда речь идет о китайцах, вьетнамцах и других иностранцах, но совершенно алогично применение данных мер к бывшим советским гражданам, волею судеб оказавшимся в республиках бывшего СССР. В соответствии с новым законом, русский, родившийся, например, в Казахстане или на Украине, фактически приравнивается к иностранцу и становится в очередь на получение гражданства вместе с иностранными гражданами. Да, в законе о гражданстве есть положение (пункт “б” части первой статьи 14), которое поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами, которые “имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства”. Но эта мера фактически не действует, так как людей, находящихся в подвешенном состоянии больше 10 лет с момента распада СССР, осталось не так много, разве что в странах Балтии. Это связано с тем, что без гражданства человеку трудно рассчитывать на получение всего необходимого комплекса обслуживания со стороны того или иного государства.

  Не следует забывать о критической демографической ситуации в стране и о том, что в ближайшие годы надежды на восполнение населения России можно возлагать только на миграционные потоки. В этой связи, следует отметить позитивность одобрения правительством 19 декабря концепции регулирования миграционных процессов, подготовленной Министерством внутренних дел России, а также введение в практику с 1 декабря миграционных карт для прибывающих из стран СНГ, призванных упорядочить процессы миграции на территории России.

  Таким образом, необходимость изменения закона о гражданстве назрела уже сегодня.