Налоговые поступления в 2002 г.
- Войдите чтобы оставить комментарии
10 января 2003 г. Министерство по налогам и сборам РФ обнародовало данные о поступлении налогов и сборов в федеральный бюджет РФ в декабре 2002 г. Обеспечить прогнозируемую величину налоговых поступлений не удалось: по предварительным данным поступило 136,9 млрд. руб. (97,6% от налогового задания на декабрь).
Динамика суммарных (с учетом ЕСН) поступлений в федеральный бюджет в течение 2002 г. выглядит следующим образом (таблица 1):
Исходя из данных табл. 1, видно, что в течение года только в I квартале удалось обеспечить прогнозируемую собираемость налоговых поступлений (с учетом ЕСН). Рекордным по недобору был II квартал, когда бюджет недополучил 17,4 млрд. руб. из-за провала по сбору основных налогов (см. табл. 2). К концу года квартальный размер недобора стал возрастать, и в результате, по итогам года недобор по суммарным налогам составил 7,9 млрд. руб.
Динамика поступлений в 2002 г. налоговых и неналоговых доходов (без учета ЕСН), контролируемых МНС РФ (таблица 2):
Анализируя данные табл. 2, видно, что задание по основным налогам в 2002 г. не выполнено ни в одном квартале. Таким образом, обеспечить прогнозную налоговую собираемость в федеральный бюджет по основным налогам не удалось ни по полугодию, ни по итогам года. Месячное задание оказалось выполненным лишь в марте и октябре. Примечательно, что рекордный месячный недобор был отмечен в декабре. В целом сумма недобора относительно прогнозируемых значений составила по итогам года 55,5 млрд. руб.
В таблице 3 отражена динамика поступлений Единого социального налога (ЕСН):
Как видно из табл. 3, ЕСН с начала года демонстрирует положительную динамику по сравнению с прогнозируемыми значениями. Именно за счет положительной динамики поступлений по ЕСН в течение года удавалось обеспечивать прогнозную собираемость. По итогам 2002 г. в федеральный бюджет дополнительно перечислено 47,6 млрд. руб.
Вывод: По итогам 2002 г. МНС РФ не удалось обеспечить прогнозную собираемость налоговых поступлений в федеральный бюджет, который недополучил в результате примерно 8 млрд. руб., что свидетельствует о неблагоприятной фискальной ситуации в стране в истекшем году.
В то же время, нельзя не отметить, что установление “планов” по доходам – пережиток периода все еще высокой инфляции. В нормальной ситуации планов быть не может и нужно просто исполнять утвержденный бюджет. Методология и обоснованность устанавливаемых ныне планов не вполне ясна, и нельзя исключить, что определенную роль в определении “заданий” играют межведомственные противоречия и даже политические факторы.
В целом же, эффективность работы налоговых органов России по-прежнему неудовлетворительна, в то время как резервы повышения результативности огромны. Очевидно, что медлить с либерализацией налоговой политики нельзя. Оценка стоимости и эффективности сбора каждого налога является насущной необходимостью, в частности, в отношении налога на прибыль, которого, по информации МНС РФ, собрано в федеральный бюджет в 2002 г. на 19,4% меньше, чем в 2001 г. Последнее свидетельствует о том, что снижение ставки по налогу на прибыль с 01.01.2002 г. не только не послужило стимулирующим фактором для развития предприятий, но и оказало негативное влияние в целом на налоговую собираемость.