Официальный визит премьер-министра Японии Д.Коидзуми в Россию

in Вестник РЭО №70, Россия и мир

12 января 2003 г. завершился первый официальный визит премьер-министра Японии Д.Коидзуми в Россию. 10 января в Москве состоялись двусторонние переговоры с Президентом РФ В.Путиным, по итогам которых было подписано совместное заявление о принятии российско-японского “Плана действий”. В документе отмечается необходимость развития двусторонних отношений в различных областях, включая взаимодействие на международной арене, сотрудничество в торгово-экономической области и других сферах, а также переговоры по мирному договору. В отношении последнего стороны подтверждают “решимость... по возможности скорее заключить мирный договор путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи и достичь таким образом полной нормализации двусторонних отношений на основе достигнутых до настоящего времени договоренностей”, сообщает РИА “Новости”.

  В.Путин заявил по итогам переговоров о необходимости “учитывать в результате каких событий и решений острова [Южнокурильской гряды] оказались под российской юрисдикцией”. Как отметил В.Путин, российская сторона согласилась с настойчивым предложением японской стороны, “чтобы в основу дальнейшей работы (над мирным договором) был положен весь комплекс достигнутых договоренностей”. По словам президента, Россия согласна с тем, что “не может быть достигнуто справедливого урегулирования без учета” всего этого комплекса. Речь идет о Совместной декларации СССР и Японии 1956 г., Токийской декларации 1993 года, Московской декларации 1998 г., заявлении Президента РФ и премьер-министра Японии по проблеме мирного договора 2000 г. и иркутского заявления Президента РФ и премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора 2001 г.
  Российская сторона будет стремиться к тому, чтобы “российско-японские отношения были лишены всяких раздражающих элементов”, заявил В.Путин, выразив убеждение в том, что принятый “план действий должен создать необходимые условия для развития отношений сотрудничества и добрососедства во всех областях, представляющих взаимный интерес”.

  РФ и Япония договорились также продолжать “усилия по разъяснению общественности обеих стран важности заключения мирного договора и поступательного развития двусторонних отношений во всех областях”.
  Кроме того, стороны отметили необходимость расширять сотрудничество в рамках “Программы углубления сотрудничества в торгово-экономической области”, подписанной в сентябре 2000 г., а также в области промысла морских ресурсов.

  Важным итогом переговоров стало подписание В.Путиным и Д.Коидзуми Соглашения о сотрудничестве в вопросах строительства нефтепровода с месторождений Сибири до Приморского побережья протяженностью примерно 4 тыс. км.
  В последний день визита японский премьер посетил Хабаровск, где провел ряд встреч по вопросам регионального сотрудничества, откуда вылетел в Токио.

  Вывод: На наш взгляд, сложно однозначно позитивно или негативно оценить итоги состоявшегося визита японского премьера. Интенсивность двустороннего экономического взаимодействия неудовлетворительна. В этой связи можно согласиться с тем, что для России важным является принятие столь многогранного документа, коим является российско-японский “План действий”, а также развитие нового направления экспорта нефти. В то же время, 14 января 2003 г. Президент РФ заявил на заседании Совета при президенте по науке и высоким технологиям о том, что структура российской экономики должна быть изменена в сторону ухода “от однобокого сырьевого состояния в новое высокотехнологичное состояние экономики”.

  В отношении же “курильского” вопроса заявления российской стороны, на наш взгляд, выглядели несколько неоднозначно, после которых становится непонятным, какую же все-таки позицию по этому вопросу занимают российские власти. Не вызывает никаких сомнений то, что решение о возможной передаче островов Японии в корне противоречит национальным интересам России:

1.  Южные Курилы имеют стратегическое значение для нашей страны. С воен- ной точки зрения их утрата приведет к частичной потере контроля над Охотским морем и соответственно снижению возможностей для развертывания сил Тихоокеанского флота России в оперативных местах базирования по причине перехода к Японии возможности осуществлять контроль над стратегически важными проливными зонами.

2.  С экономической точки зрения утрата Курильских островов приведет к потере основного района обеспечения страны морепродуктами. Территория Курильских островов составляет 296 тыс. кв. км. Здесь вылавливается 1,3 млн. тонн рыбы в год. Также разведаны запасы золота, серебра, цинка. Южнокурильская акватория обеспечивает рыбной продукцией половину производства всех российских рыбодобывающих предприятий Дальнего Востока.

3.   Кроме того, потеря островов нанесет существенный удар по национальному престижу страны. Территориальные уступки, как правило, не прибавляют авторитета и уважения государству, а скорее наоборот, говорят о неспособности страны проводить независимую внешнюю политику.

4.   Создастся прецедент территориальных притязаний для других стран, что фактически станет началом процесса пересмотра итогов Второй мировой войны.

5.    Появится проблема размещения и трудоустройства российских граждан, проживающих на островах.

6.   Возможно падение авторитета власти в глазах общественности. Могут возникнуть проблемы психологического характера (появление чувства унижения национального достоинства), аналогичные настроениям в России после поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг., что грозит серьезной дестабилизацией обстановки в стране в целом.

7.   Кроме того, в результате передачи, российско-японские отношения вряд ли изменятся в дальнейшем в лучшую сторону.

Стремление Японии вернуть себе острова понятно и объяснимо. Для Японии это вопрос национальной гордости, который переходит от одного японского правительства к другому как эстафетная палочка. Однако для России в подписании мирного договора в общем-то нет никакой необходимости. Говорить о том, что его отсутствие является серьезным препятствием на пути к более интенсивному развитию двустороннего сотрудничества, неправильно. Такая позиция, на наш взгляд, глубоко ошибочна. Поэтому последняя активизация усилий со стороны России в направлении скорейшего заключения мирного договора с Японией выглядит, на наш взгляд, ни чем иным как проявлением слабости.

  В международной практике достаточно примеров, когда послевоенное урегулирование обходилось без мирного договора. В частности, нет и не будет мирного соглашения с Германией, состояние войны с которой прекращено в одностороннем порядке Указом Президиума Верховного Совета СССР и соответствующими юридическими актами союзных держав. Сейчас же Германия является крупнейшим экономическим и внешнеполитическим партнером России, а диалог лидеров двух стран носит интенсивный характер. Вряд ли можно было бы (и нужно ли?) достичь такого результата, поставив главным условием нормализации двусторонних отношений возвращение утраченных территорий. Поэтому в основу укрепления нормальных добрососедских отношений России и Японии должен быть положен принцип незыблемости итогов Второй мировой войны, а экономическое сотрудничество не должно увязываться с политическими факторами.

  На наш взгляд, необходимо разработать комплекс реальных и эффективных мер (а не ту филькину грамоту, коей является сейчас федеральная программа развития Курил) по вовлечению Курильских островов в целом и Южных Курил в частности в экономику Дальнего Востока. Такой шаг объясняется, прежде всего, крайней экономической неустроенностью островов и бедственным положением жителей их населяющих, фактически зависящих от гуманитарной помощи со стороны Японии. Решение этой проблемы также позволит окончательно закрепить Курилы за Россией как де-юре, так и де-факто.

  В настоящее время, по нашему мнению, необходимо возобновить активное обсуждение “курильского” вопроса в Государственной Думе с целью выяснения позиции России в свете последних переговоров с японской стороной, для чего следует пригласить в Думу министра иностранных дел РФ И.Иванова. От Государственной Думы, как и во время прошлого обсуждения в марте 2002 г., в текущий момент многое зависит.