Проблемы трансформации российской системы бухучета и отчетности в МСФО

in Вестник РЭО №71, Экономика

Необходимость реформирования российской системы бухгалтерского учета бесспорна. Еще 10 лет назад в соответствии с Распоряжением Председателя Верховного Совета РФ от 14 января 1992 г. была разработана Государственная программа перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и отчетности.
  Принятие такого решения обусловлено необходимостью становления экономики России, как органичной составляющей мировой хозяйственной системы (привлечение иностранных инвестиций, выход российских хозяйственных субъектов на мировые рынки капитала, совместный бизнес), а также возможностью использовать уже имеющийся в мире опыт формулирования правил, которым следует большинство государств для создания в кратчайшие сроки эффективно работающей системы, обеспечивающей потребности рыночной экономики.

  23 января т.г. состоялось заседание Правительства РФ, на котором рассматривался вопрос о плане мероприятий на 2003 г. по подготовке экономики к переходу на МСФО.
  В соответствии с материалами Минфина, подготовленными к заседанию правительства, план по дальнейшему развитию бухгалтерского учета в России предусматривает осуществление поэтапного перехода организаций к формированию сводной бухгалтерской отчетности на основе МСФО, начиная с отчета за 2004 г.

  Ранее Центробанк РФ планировал полностью перевести банки на международную отчетность с 1 января 2004 г. Однако в конце 2002 г. руководство Центробанка заговорило о том, что 2004 г. будет трудным, и полностью МСФО, скорее всего, будут введены с 2005 г.
  По словам первого зампреда ЦБ О.Вьюгина, Совет директоров ЦБР принял решение, что с 1 января 2004 г. банковский сектор будет составлять отчетность по международным стандартам на базе пересчета российской отчетности в международные, основываясь на специальных формулах. При этом ЦБР готов отменить ряд форм другой отчетности, которую банки составляют сейчас и которая близка к международным стандартам.

  По словам О.Вьюгина, в 2004 г. банки начнут пробную подготовку отчетности по МСФО, при этом отчеты не будут иметь юридической силы. И только после внесения изменений в законодательство РФ отчетность по международным стандартам обретет юридическую силу. В связи с этим, Минфин планирует подготовить и внести в правительство законопроект “О сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности” в первом полугодии 2003 г.
  Правительство также планирует, что компании, акции которых котируются на фондовом рынке, либо те, кто имеет дочерние компании в других странах мира, должны перейти на МСФО уже в 2004 г. Для остальных установлен переходный период до 2007 г. В частности, планируется принять решение, которое обяжет холдинги и группы зависимых компаний, начиная с отчетов за 2004 г., в обязательном порядке представлять сводный консолидированный отчет по международным стандартам. Юридические лица, которые не представляют сводную отчетность, пока будут продолжать отчитываться по российским стандартам.
  При этом наряду с МСФО будет вестись российская бухгалтерская отчетность. По словам министра финансов А.Кудрина, такие важные вопросы, как, например, налогообложение, будут и впредь рассчитываться исходя из российских стандартов. При этом российская бухгалтерская отчетность сама будет постепенно приближаться к международным стандартам, но сколько времени может занять этот процесс, неизвестно. Расчет чистой прибыли и дивидендов, а также ведение статистического учета будут осуществляться по международным стандартам, для чего Минфин подготовит соответствующие изменения в законодательство.

  “Брать все лучшее в МСФО и лучшее в российском законодательстве и практике”, – призывает первый замминистра финансов РФ С.Шаталов. По его мнению, так Россия сохранит суверенитет в вопросах экономического регулирования, так как страна не входит в Совет по МСФО и не может влиять на изменение стандартов, а последние меняются регулярно. Также по словам С.Шаталова, резкое изменение принципов бухучета может разрушить практику налогообложения.
  С Шаталовым солидарен в данных вопросах и председатель Центробанка С.Игнатьев. По его словам, надзор за деятельностью кредитных организаций на основе МСФО можно будет осуществлять с 2006 г., так как сотрудники ЦБ не имеют достаточной квалификации и их еще надо переучивать.

  Стоит также отметить, что крупнейшие российские компании уже ведут свою отчетность в соответствии с МСФО, причем как по американским стандартам бухгалтерского учета (US GAAP), так по европейским (IAS). Согласно планам правительства, компании могут предоставлять финансовую отчетность как по US GAAP, так и по IAS до 2007-2008 гг. Но в дальнейшем эти компании должны будут предоставлять отчетность по МСФО только по европейским стандартам IAS.
  Что же касается малого бизнеса, то данные предприятия не должны будут переходить на МСФО. По словам вице-премьера А.Кудрина, российская система отчетности останется единственной для достаточно большого числа российских предприятий, которые не должны будут в обязательном порядке внедрять МСФО. И в первую очередь это коснется малых предприятий.

  Вывод: В целом можно позитивно оценить намерения правительства по переходу российских компаний на МСФО. Переход на МСФО станет важным шагом в вопросе построения эффективной системы учета и отчетности в России. Увеличение прозрачности деятельности российских компаний позволит повысить эффективность отечественных компаний за счет внедрения современных систем управления экономической информацией, сделает внешние инвестиции менее рискованными для инвесторов, а значит, более дешевыми. На современном этапе, очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не сможет поступательно развиваться в отрыве от международного. Именно поэтому унификация стандартов финансовой отчетности является одним из важнейших факторов создания современной экономики.

  Однако стоит отметить, что сам механизм перехода на МСФО, предложенный правительством, не представляется эффективным. “Брать все лучшее в МСФО и лучшее в российском законодательстве и практике” – равнозначно изобретанию велосипеда. Современные стандарты российского бухгалтерского учета не могут одновременно сосуществовать с международными в рамках одного предприятия. Это только создаст дополнительные трудности и осложнит работу финансовых работников. Построение системы бухгалтерского учета и отчетности, отвечающей международным стандартам финансовой отчетности и потребностям рыночной экономики, предопределяет необходимость переосмысления критериев формирования учетной и отчетной информации, более четкого определения элементов финансовой отчетности, порядка их признания и оценки, а также установления взаимосвязи между элементами финансовой отчетности. Современные МСФО созданы на основе огромного практического опыта функционирования зарубежных финансовых институтов и не нуждаются в модернизации со стороны российского бухгалтерского учета. Поэтому необходим единовременный переход на международные стандарты финансовой отчетности при условии полного отказа от российских стандартов. Особенно это касается банковских и финансовых институтов.

  Переход на МСФО, безусловно, должен производится поэтапно. И в первую очередь должна вестись более активно работа по повышению квалификации бухгалтеров, а также созданию эффективной законодательной базы бухгалтерского учета. И только когда каждый бухгалтер профессионально овладеет основами МСФО и сможет нормально работать в рамках обновленного российского законодательства в области бухгалтерского учета, а руководители компаний будут действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации, реформу можно считать законченной.

  Более эффективному переходу российских компаний на МСФО будет способствовать вступление России в Международную федерацию бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC), а затем в Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Россия – одна из немногих крупнейших стран мира (наряду с Китаем), практически не участвующая в этом процессе на международном уровне. Россия может получить реальную поддержку со стороны вышеназванных организаций при решении вопроса эффективного перехода на МСФО. Однако для этого, по мнению ряда ведущих международных экспертов, необходимо прежде всего создать в России институт присяжных бухгалтеров, который будет иметь серьезную поддержку и признание со стороны заинтересованных государственных органов и крупнейших отечественных аудиторских компаний.